Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание: начиная с июля 2016, днем бесплатного посещения в МАММ становится каждый третий вторник месяца, вместо воскресенья. Будем рады видеть вас!

RussianEnglish

Фотографические эссе Александра Слюсарева

Александр Слюсарев.
Без названия.
1970-е Александр Слюсарев.
Без названия.
1970-е

Александр Слюсарев. Без названия. 1970-е

Александр Слюсарев. Без названия. 1970-е

Москва, 6.II.2014—23.II.2014

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Фото с вернисажа

Каталог выставки

Десятый Международный месяц фотографии в Москве: Каталог.
М., 2014. – 256 с., 23х30 см
ISBN 978-5-93977-073-6
RUR 550

О выставке

Александр Слюсарев (1944-2010), по профессии переводчик с итальянского языка. Фотографией увлекся еще в школе, посещал студию при журнале «Советское фото». С конца 1960-х участвует в выставках, сначала в Прибалтике, потом — в России.

Его вхождение в фотографию совпадает со временем хрущевской оттепели. В 1957 году в Москве проходит Международный фестиваль молодежи и студентов, в страну хлынули зарубежные книги и журналы, в том числе по фотографии. Журнал «Camera» стал для Слюсарева одним из важнейших проводников в мир фотографии.

Уже первые фотографии Слюсарева начала 1960-х — заявка на создание собственного стиля, принципиально противоположного устоям социалистического реализма, главенствовавшего в то время в советской фотографии. Его интерес к формальным вопросам фотографии, проблемам света, композиции, с одной стороны, определял его творческий путь; с другой стороны, он занимался поисками метафизического содержания и трансцендентного начала. Именно Слюсареву принадлежит термин метафизическая фотография, введенный им в 1970-е годы. Интересно, что и в поэзии в это время появляется школа метафорических поэтов (Алексей Парщиков, Иван Жданов, Александр Еременко), которые ставят перед собой подобные задачи.

Минимализм, интерес к разрушенным фактурам и текстурам, которыми была полна советская действительность и которых не замечал глаз идеологизированного советского человека, предельная интимность и одновременно философское обобщение стали главными особенностями творчества Александра Слюсарева конца 1960-х — начала 1970-х годов. Излюбленным сюжетом Слюсарева, ставшим одним из основных в неофициальной советской фотографии, являются окна. Стоит заметить, что в это же время такие важнейшие художники русского андеграунда как Эрик Булатов, Иван Чуйков, Олег Васильев также создают серии работ, связанных с окнами и проблемой выхода. В абсолютно закрытом, отгороженном от мира железным занавесом Советском Союзе проблема выхода становится важнейшим экзистенциальным вопросом. Выходом для Слюсарева оказывается свет.

В лаконичных, минималистских и изысканных работах Александра Слюсарева то, что за кадром, всегда важнее изображаемого. В обществе, где все говорили на эзоповом языке, где смыслы были затерты идеологическими слоганами, где видели то, что знали, фотография для Слюсарева становится инструментом философской рефлексии и альтернативным способом жизни.

Ольга Свиблова

Генеральный информационный партнер

Elle

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Buro 24/7 Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video Диалог Искусств
L’Oeil de la Photographie

Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2014»

Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте