Андре Кертеш
Двойник жизни

Андре Кертеш.
Танцовщица бурлеска, 1926.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Спящий молодой человек, Будапешт, 1912.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Очки и трубка Мондриана, 1926.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
В студии Мондриана, Париж, 1926.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Живописец тени, 1926.
Современная серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Разбитая пластина, Париж, 1929.
Современная серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Мост искусств сквозь часы Института Франции, Париж, 1929-1932.
Современная серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Тени, 1933.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Заблудившееся облако, Нью-Йорк, 1937.
Современная серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Балкон, Мартиника, 1 января 1972.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Пловец под водой, Эстергом, Венгрия, 1917.
Серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész Андре Кертеш.
Птичий рынок, набережная Сен-Мишель, Париж, 1927-1928.
Современная серебряно-желатиновая печать.
Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn.
© André Kertész

Андре Кертеш. Танцовщица бурлеска, 1926. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Спящий молодой человек, Будапешт, 1912. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Очки и трубка Мондриана, 1926. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. В студии Мондриана, Париж, 1926. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Живописец тени, 1926. Современная серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Разбитая пластина, Париж, 1929. Современная серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Мост искусств сквозь часы Института Франции, Париж, 1929-1932. Современная серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Тени, 1933. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Заблудившееся облако, Нью-Йорк, 1937. Современная серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Балкон, Мартиника, 1 января 1972. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Пловец под водой, Эстергом, Венгрия, 1917. Серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Андре Кертеш. Птичий рынок, набережная Сен-Мишель, Париж, 1927-1928. Современная серебряно-желатиновая печать. Ministère de la Culture et de la Communication / Médiathèque de l’architecture et du patrimoine / Dist. Rmn. © André Kertész

Москва, 2.IV.2014—18.V.2014

выставка завершилась

Центральный выставочный зал «Манеж»

Манежная площадь, д. 1 (карта проезда)
www.moscowmanege.ru

Поделиться с друзьями

Видео

Каталог выставки

Десятый Международный месяц фотографии в Москве: Каталог.
М., 2014. – 256 с., 23х30 см
ISBN 978-5-93977-073-6
RUR 550

О выставке

В рамках Десятого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку легендарного фотографа и фотожурналиста Андре Кертеша «Двойник жизни».

Андре Кертеш — ключевая фигура в истории фотографии, его талант признан многими современными фотографами, в том числе Анри Картье-Брессоном. Экспериментируя с разными течениями — сюрреализмом, конструктивизмом, гуманизмом, нередко обращаясь к ним раньше, чем последователи этих самых течений, Андре Кертеш всегда оставался верен своему главному принципу: «Делаю то, что чувствую».

В основе выставки «Двойник жизни», включающей 189 фотографий, представляющих собой современные отпечатки, выполненные в технике серебряно-желатиновой печати — негативы из собрания Андре Кертеша. Экспозиция построена таким образом, чтобы охватить и максимально ярко и подробно отразить все периоды творчества: венгерский (1912–1925); французский (1925–1936); нью-йоркский (1936–1962); и период международного признания (1962–1985).

Андре (Андор) Кертеш родился в Будапеште в 1894 году. Когда ему было восемь лет, умер его отец, и все заботы об образовании Андре и его братьев взял на себя их дядя, Липот Хоффман. После окончания Высшей торгово-промышленной школы Кертеш начал работать на фондовой бирже и увлекся фотографией. Его первая дошедшая до нас фотография — «Спящий молодой человек» — датирована 1912 годом.

Кертеш не перестал фотографировать и тогда, когда его призвали в армию, он подробно фиксировал повседневную жизнь солдат австро-венгерской армии, будни, протекающие в окопах и долгих переходах. «Солдат и корова» (1917) и «Мой брат как Икар» (1919), с их необычным выбором ракурса и перспективы, являются самыми яркими снимками этого периода.

Кертеш страстно мечтал стать фотографом, и его мечта сбылась, когда после войны, полный решимости и надежд, он эмигрировал во Францию, это произошло в 1925 году. В Париже Андре Кертеш поселился в квартале Монпарнас, куда с Монмартра к тому времени переселилась парижская богема. Там он познакомился с Питом Мондрианом, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Фудзитой, Колетт и многими другими выдающимися художниками, скульпторами и писателями; начал фотографировать своих венгерских друзей, мастерские художников и уличные сцены; парки и сады, набережные Сены, встречи с друзьями и земляками в знаменитом кафе Куполь (La Coupole). Прошло немного времени, и его талант получил признание: в 1927 году состоялась его первая выставка в галерее «Весна священная». А в 1933 году была создана знаменитая серия «Искажения», запечатлевшая отраженные в кривых зеркалах тела двух обнаженных русских натурщиц. Восхитительные или отталкивающие, эти анаморфозы близки тому, что в это время делали Пикассо, Арп и Миро. В 1934 году вышел «Париж глазами Андре Кертеша» с предисловием популярного писателя и теоретика искусства Пьера Мак-Орлана (Пьера Дюмарше). Именно в Париже, были созданы такие шедевры, как «Комическая танцовщица» (1926), «У Мондриана» (1926), «Руки Пола Альма» (1926). Французские и немецкие журналы начали наперебой заказывать Кертешу фотоочерки и иллюстрации. Авангардный журнал «Искусство и медицина» опубликовал его снимки, наряду с работами Жермены Круль, Ман Рэя, Эммануэля Суже, Франсуа Коллара и Брассая (с которым Кертеш познакомился в 1926 году и приобщил его к фотографии).

В 1936 году Андре Кертеш и его жена Элизабет отправились в Нью-Йорк в соответствии с условиями контракта с агентством Keystone. Однако его сотрудничество с одним из крупнейших фотоагентств того времени продлилось менее года. Несмотря на то, что интерес к работам фотографа проявляли такие влиятельные журналы как Harper’s Bazaar и Vogue; несмотря на выставки, организованные в PM Gallery (1937) и в Чикагском художественном институте (1946); и даже не взирая на публикацию книги «День Парижа» (1945), оформленной самим Алексеем Бродовичем, знаменитым арт-директором американского Harper’s Bazaar, Кертеш так и не получил большого признания в качестве представителя американской авангардной фотографии. В 1944 году он добился американского гражданства, а в 1949-м — даже подписал эксклюзивный контракт с издательством Condé Nast, однако в основном ему приходилось делать фотографии интерьеров для коллективных публикаций... Не найдя достойного применения своему таланту, в 1962 году Кертеш решил закончить профессиональную карьеру.

К счастью, в 1963 году Андре Кертешу наконец удалось вернуть негативы венгерского и французского периодов, которые он оставил в Париже в 1936 году. Вслед за Французской Национальной библиотекой, в 1964 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку, посвященную его творчеству, которая затем с огромным успехом прошла в Токио, Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Париже и Хельсинки. В 1975 году он был приглашен в качестве почетного гостя в Арль, на Международные фотографические встречи. К Андре Кертешу пришла мировая слава.

К этому времени он перестал заниматься street-photography, бóльшую часть фотографий Кертеш делал из окна своего дома. Его завораживали нагромождение крыш и вид на Вашингтон-сквер с высоты птичьего полета. В восьмидесятые годы одна за другой вышли несколько очень важных книг, посвященных его творчеству: «Венгерские воспоминания», «Фотографии Парижа и Нью-Йорка» и «Андре Кертеш: Моя Франция». А в 1984 году он подарил полное собрание своих негативов и личных документов Французскому государству (Министерству культуры).

Андре Кертеш умер у себя дома в Нью-Йорке 28 сентября 1985 года.

«Моей работой управляет момент. Я чувствую то, что делаю. Это очень важно для меня. Все смотрят, но не все могут увидеть. Я никогда не думаю и не измеряю: если я вижу сюжет, я знаю, что он хорош, даже если придется ждать хорошего света» — Андре Кертеш.

Проект представлен Jeu de Paume, Париж

Jeu de Paume

При поддержке

Министерство культуры и коммуникаций Франции Посольство Франции L’Institut Français

Стратегический партнер Музея

РОСБАНК


Генеральный информационный партнер

Elle

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Buro 24/7 Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video Диалог Искусств
L’Oeil de la Photographie

Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2014»

Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.