Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Чарли Чаплин

Чарли Чаплин

Чарли Чаплин. Скетинг-ринг (1916).
© Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж Здание студии Чаплина, Лос-Анджелес. Чарли Чаплин переворачивает первый кусок дерна. (Ноябрь 1917).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Боксируя с актером Маком Свайном к его костюме к фильму «Золотая лихорадка». Рефери – настоящий боксер Кид МакКой. (1923-1925).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли позирует (около 1915).
© Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли позирует (около 1915).
© Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин. Бегство в автомобиле (1915).
© Из Архива Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин. Пилигрим (1922).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин. На съемках фильма «Новые времена» (1936).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин. «Новые времена» (1936).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин и его съемочная группа на съемках фильма «Новые времена» (1936).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин. «Великий диктатор» (1940).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж Чарли Чаплин и Бастер Китон. Огни рампы (1952).
© Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин. Скетинг-ринг (1916). © Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж

Здание студии Чаплина, Лос-Анджелес. Чарли Чаплин переворачивает первый кусок дерна. (Ноябрь 1917). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Боксируя с актером Маком Свайном к его костюме к фильму «Золотая лихорадка». Рефери – настоящий боксер Кид МакКой. (1923-1925). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли позирует (около 1915). © Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли позирует (около 1915). © Bubbles Inc., предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин. Бегство в автомобиле (1915). © Из Архива Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин. Пилигрим (1922). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин. На съемках фильма «Новые времена» (1936). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин. «Новые времена» (1936). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин и его съемочная группа на съемках фильма «Новые времена» (1936). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин. «Великий диктатор» (1940). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Чарли Чаплин и Бастер Китон. Огни рампы (1952). © Roy Export Company Establishment, предоставлено NBC Photographie, Париж

Москва, 30.11.2012—14.02.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Сэм Стурдзе

«Когда меня просят раскрыть секрет того, как я смешу зрителей, мне обычно становится неловко. Дело в том, что в моем умении рассмешить зрителей нет никаких тайн...» - Чарли Чаплин

Куратор: Сэм Стурдзе

«Когда меня просят раскрыть секрет того, как я смешу зрителей, мне обычно становится неловко. Дело в том, что в моем умении рассмешить зрителей нет никаких тайн...» - Чарли Чаплин

Свернуть

Видео

 

Сэм Стурдзе Ольга Свиблова, Сэм Стурдзе и Жан-Клод Фальчиола Сэм Стурдзе и Жан-Клод Фальчиола Константин Андрикопулос Влад Лисовец Армен Ерицян и Виолетта Литвинова Серж Головач Андрей Малахов и Мария Бурасовская Барт Дорса

О выставке

Едва ли в истории кино найдется более узнаваемый персонаж, чем Чарли Чаплин. Котелок, усики, нелепая походка и тросточка — это может быть только Чаплин. Выставка в Мультимедиа Арт Музее, Москва представляет очередную попытку выяснить, кем же на самом деле был Чарльз Чаплин, актер, режиссер, художник-постановщик, заставивший весь мир смеяться.

От первой короткометражки «Детские автогонки в Венеции» до момента абсолютной славы и собственной студии, которая выпустила 70 полнометражных фильмов, — зритель на выставке становится свидетелем появления и развития персонажа Чаплина. Ведь в самом начале это был довольно дерзкий хитрец и авантюрист, которому ничего не стоило обокрасть друзей, ухлестнуть за женой соседа, а до нежного и безумно талантливого Бродяги Чаплину предстояло еще пройти долгий путь. Редкий документальный материал (на выставке представлены фотографии из архивов кинокомпаний, где работал Чаплин, фрагменты его личного фото- и видеоархивов) свидетельствует о всех этапах становления персонажа, при этом из поля кураторского зрения не уходит и биография реального Чарльза Чаплина со всевозможными перипетиями: судебными разбирательствами, лишением американской визы, активной гражданской позицией, политическими убеждениями и т.д.

Выставка состоит из шести основных разделов, каждый из которых представляет отдельный сюжет, проявляющий настоящего Чаплина, актера и человека, и зритель получает редкую возможность самостоятельно разобраться в том, как и когда появляется экранный образ Чаплина, какие приемы он использовал, чтобы создать комический эффект, насколько разносторонним был его талант, позволявшим быть «всем» в своих фильмах: режиссером, постановщиком, актером, композитором, продюсером. Так, например, раздел «Хореография движения» целиком посвящен особой пластике Чаплина, его движения больше походили на танец, а их последовательность чуть ли не на авангардный балет. Великий русский танцовщик Вацлав Нижинский, с которым познакомился с Чаплиным, искренне восхищался его «танцем», Чаплин же называл Нижинского «одним из немногих настоящих гениев», которых он видел в жизни. Вообще присутствие Чаплина в «высокой» авангардной культуре представляет один из самых любопытных сюжетов на выставке: так, например, Маленький Бродяга стал главным действующим персонажем в сценарии, написанным Фернаном Леже для одной из частей легендарного «Механического балета», художники неоднократно обращались к образу Чарли, который обладал не только символической, но и чисто пластической силой: на рисунках Леже фигура распадается, снова собирается, очертания силуэта поддаются кубистическому распаду.

Чаплин, как будто шутя, прочно вошел в «тело» культуры ХХ века, стал его неотделимой частью. Он не только изобрел новый тип юмора, создал собственную режиссерскую школу, но и сумел превратить свой образ в символ, который продолжает мерцать сквозь историю, по-прежнему заставляя людей смеяться.

Чарли Чаплин родился в Лондоне 16 апреля, 1889 года. В двадцать лет он, в составе труппы мюзик-холла Фреда Карно, отправился в США, где обратил на себя внимание Мака Сеннета, главы студии Keystone.

Его первая короткометражка «Зарабатывая на жизнь» была сделана в 1914 году, а во второй картине «Детские гонки в Венеции» уже появился Чарли Маленький Бродяга. Между 1914 и 1923 годами Чаплин создал более 70 короткометражных фильмов.

После завершения съемок «Золотой лихорадки» в 1925 году Чаплин стал работать в более размеренном ритме и сосредоточился на создании полнометражных картин. С 1925 по 1967 год он снял восемь фильмов, среди которых «Цирк» (1928), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936), «Великий диктатор» (1940) и «Огни рампы» (1952).

Будучи изначально актером, Чаплин постепенно стал режиссером и продюсером своих фильмов, к которым также сам сочинял музыку.

Чарли не всегда был грустным, одиноким и очень человечным маленьким бродягой, с которым он сегодня ассоциируется у большинства зрителей. Напротив, Чарли, впервые появившийся на экране в 1914 году, был не слишком симпатичным персонажем, с отчетливо прослеживаемым интересом к жене соседа и к собственности друзей, который вдобавок любил мерзкие проделки и мог украдкой наподдать кому-нибудь при первой возможности. И только в фильме «Малыш» (1921) герой стал меняться.

На пике славы Чаплин стал выражать свое отношение к разным социальным проблемам, и, начиная с 1930х годов, его фильмы часто содержали в себе общественно-политическую критику. Это стало началом процесса постепенного отчуждения от зрительской аудитории.

В 1952 году, будучи на корабле, направляющимся в Англию, Чаплин узнал, что ему не продлят американскую визу. С тех пор он обосновался в Швейцарии вместе с последней женой Уной и восемью детьми. Он умер в городе Вевей 25 декабря 1977 года.

Выставка организована при поддержке Chaplin Association,
совместно с Cineteca del Comune di Bologna – проект Чаплин и MK2.

Caplin Association Cineteca Bologna MK2

При поддержке

MasterCard Ahmad Tea

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Foto-Video be in Москва 24 Foto.ru Диалог Искусств Арт-Гид