МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев
Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III

Евгений Антуфьев. Без названия. 2018. Дмитрий Краснопевцев. Две чаши с предметами. 1972. Из коллекция Музея АРТ4 Евгений Антуфьев. Любовь Налогина. Без названия. 2018. Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт со стрелами. 1969. Из собрания Государственной Третьяковской галереи Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2018. Дмитрий Краснопевцев. Клешни краба. 1960-ые. Из собрания Музея AZ.

Евгений Антуфьев. Без названия. 2018.

Дмитрий Краснопевцев. Две чаши с предметами. 1972. Из коллекция Музея АРТ4

Евгений Антуфьев. Любовь Налогина. Без названия. 2018.

Дмитрий Краснопевцев. Натюрморт со стрелами. 1969. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. Без названия. 2018.

Дмитрий Краснопевцев. Клешни краба. 1960-ые. Из собрания Музея AZ.

Москва, 5.12.2018—24.02.2019

до окончания выставки — 74 дня

Поделиться с друзьями




Кураторы: Светлана Марич, Анна Зайцева
Кураторы: Светлана Марич, Анна Зайцева

Свернуть

О выставке

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог
Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III

Кураторы: Светлана Марич, Анна Зайцева
При поддержке TELE2
При поддержке: Музея AZ, Artwin Gallery и Андрея Чеглакова

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Евгений Антуфьев — Дмитрий Краснопевцев. Диалог. Когда искусство становится частью ландшафта. Часть III», задуманную художником Евгением Антуфьевым и куратором Светланой Марич.

Первая часть проекта открылась в июне 2018 года в Палермо, в археологическом музее Антонио Салинаса, в рамках параллельной программы Manifesta 2018. Евгений Антуфьев поставил амбициозную задачу — построить диалог с уникальными экспонатами старейшего музея Сицилии. Результат превзошел ожидания. Выставка имела оглушительный успех и стала важнейшим событием Manifesta 2018 в Палермо. Вторая часть проекта открылась в начале октября в Москве — в филиале Российской академии художеств Музее-мастерской С. Т. Коненкова. На этот раз Евгений Антуфьев строил диалог с классиком советского искусства. Глубокая рефлексия над творчеством Сергея Коненкова позволила молодому современному художнику создать актуальный контекст восприятия работ скульптора.

Диалог с Краснопевцевым задумывался Евгением Антуфьевым уже несколько лет назад. Классик советского неофициального искусства — Дмитрий Краснопевцев, чьи работы уже при жизни художника покупались уважаемыми советскими коллекционерами, среди которых был Святослав Рихтер, обожавший творчество Краснопевцева, и организовывавший у себя первые квартирные выставки художника, практически всю свою жизнь работал в жанре натюрморта. Точный перевод этого слова — мертвая натура. Краснопевцев оставил после себя дневники, полные философских рассуждений о роли архетипических форм в мировой культуре, о жизни и смерти, фундаментальных проблемах человеческого бытия и искусства. Эти дневники бережно и с любовью цитирует на выставке Евгений Антуфьев.
Вступая в диалог с творчеством Дмитрия Краснопевцева, чьи произведения сегодня заняли прочное место в музейных и частных собраниях, Евгений Антуфьев создает собственный художественный мир: скульптуру из бронзы, дерева, керамики, фотографии и фантастическую пространственную инсталляцию, в которую вживляются работы Краснопевцева.

Художники, разговаривающие на разных пластических языках, сформировавшиеся в разных социокультурных контекстах, затрагивают в своем творчестве общие темы. Оба заворожены искусством древних народов, темой смерти, той тоской и меланхолией, которую таит в себе время. «Умершие народы, мертвые города, звезды, деревья, дома, языки, боги, религии, книги, умерший жемчуг и бирюза, мертвые души, мертвое море, мертвый переулок...», — записывает в дневник Дмитрий Краснопевцев.

Излюбленные мотивы и символы Дмитрия Краснопевцева — вазы и ножи, чаши и маски, раковины и минералы — близки Евгению Антуфьеву. Они появляются и в его предыдущих выставочных проектах. В новых работах, созданных для выставки в МАММ, особенно пронзительно артикулируется интерес Евгения Антуфьева к анализу истоков искусства, когда оно было частью сакрального обряда.

Интерес самого Антуфьева к археологическим исследованиям, к работе с материалами, наиболее устойчивыми к воздействию времени (бронза, кость, минералы) резонирует с творчеством Дмитрия Краснопевцева, которому присущи обостренное восприятие времени и ощущение мимолетности жизни.

Натюрморты Краснопевцева никогда не преследуют миметических задач; застывшие, мертвые формы у этого художника всегда имеют экзистенциальную глубину. «Натюрморты Краснопевцева — это не просто наборы предметов, а ландшафты, подобные лунным, где объекты таят в себе нечто большее, чем просто свое отображение. Все его вазы до краев наполнены грустью. Предметы застыли в хрупком равновесии, образуя отдельные вселенные», — пишет Евгений Антуфьев.

Интересно, что мастерские Антуфьева и Краснопевцева очень похожи: засушенные цветы, книги, минералы, черепа и древности. «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда», — писала Анна Ахматова. Наполнение мастерской художника, его творческой «кухни» не бывает случайным. Два художника из разного времени, каждый сквозь призму собственного мировосприятия, обращались к одним и тем же архетипам, лежащим в основе искусства и мировой культуры.
Увидеть любопытные результаты того, как искусство становится частью ландшафта — Диалог Евгения Антуфьева и Дмитрия Краснопевцева можно в МАММ с 5 декабря до середины февраля 2019 года.

МАММ благодарит за поддержку проекта Музей AZ, Artwin Gallery и Андрея Чеглакова.

МАММ также благодарит арт-институции и частных коллекционеров, предоставивших работы Дмитрия Краснопевцева для этого проекта: Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей AZ, Музей АРТ4, Михаила Алшибая, Романа Бабичева, Инну Баженову, Антона Белова, Георгия Джапаридзе, Александра Кроника, Михаила Краснова, Эльчина и Диляру Сафаровых.

МАММ выражает сердечную признательность Музею современного искусства «Гараж» за предоставление архивных фотографических материалов, связанных с жизнью и творчеством Дмитрия Краснопевцева, и Popov Foundation — за предоставление работ Евгения Антуфьева.

При поддержке

Музей АZ Artwin GalleryАндрей Чеглаков

При поддержке

Tele2

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru Арт-Гид



Привелегии для абонентов Tele2