RussianEnglish

Елеазар Лангман
Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы

Елеазар Лангман.
Прыжок в воду. 1932.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елезар Лангман.
Колхоз «Хлебороб». 1930 .
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
В казахской школе. 1934.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Портрет девушки. 1934.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Портрет девушки. 1934.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Иламабаев и Кузиштабаев. 1934.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Игрок в бильярд. 1928-1930.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Александр Родченко с папиросой. 1930.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Регулировщик на углу улиц Горького и Грузинской. 1935.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Тверская улица вечером. 1935.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Частное собрание, Москва Елеазар Лангман.
Мосторг. 1930-е.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Елеазар Лангман.
Парашютная вышка. Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Москва, 1939.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ

Елеазар Лангман. Прыжок в воду. 1932. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елезар Лангман. Колхоз «Хлебороб». 1930 . Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. В казахской школе. 1934. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Портрет девушки. 1934. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Портрет девушки. 1934. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Иламабаев и Кузиштабаев. 1934. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Игрок в бильярд. 1928-1930. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Александр Родченко с папиросой. 1930. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Регулировщик на углу улиц Горького и Грузинской. 1935. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Тверская улица вечером. 1935. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва

Елеазар Лангман. Мосторг. 1930-е. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Елеазар Лангман. Парашютная вышка. Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Москва, 1939. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Москва, 18.VII.2013—8.IX.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографиях»

В рамках программ «Классики российской фотографии» и «История России в фотографиях»

Свернуть

Видео

Фото с вернисажа

Ольга Свиблова, Александр Лаврентьев и Сергей Бурасовский Александр Лаврентьев и Сергей Бурасовский Ольга Свиблова Анатолий Большаков и Александр Добровинский Бернд Рунге Иосиф Бакштейн Олег Кулик

О выставке

Елеазар Михайлович Лангман (1895-1940) остается одной из загадочных фигур в истории советской фотографии. В начале 1930-х гг. вокруг его имени, также как вокруг имен Александра Родченко и Бориса Игнатовича, вместе соcтавлявших ядро фотографического объединения «Октябрь», кипели страсти. Лангмана обвиняли в приверженности формализму, левизне и умышленной «косине» кадра.

Архив мастера — негативы, фотографии, документы, рукописи (он публиковал статьи в «Советском фото») — по видимому, утерян, так как последние годы жизни Лангман после развода с женой не имел постоянного пристанища и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году была опубликована биографическая справка, до сих пор остающаяся почти единственным источником сведений о Лангмане.

«Родился в 1895 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, в Харьковском политехническом институте и консерватории (по классу скрипки). Играл в оркестрах и концертировал в агитбригадах. Был на бывш. Волго-Бугульминской ж.д. начальником военно-сварочных работ. Работал у архитектора А.Лангмана (дядя Е.Лангмана — А.Л.) — автора проектов стадиона „Динамо“ и дома СТО (Совет труда и обороны). Занимался также плакатной работой».

В 1929-1930 гг. Лангман работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для газеты «Вечерняя Москва». В это время сложился его творческий почерк, желание любой ценой преодолеть зрительные штампы фотографической композиции.

«Е.Лангман относится к искателям новой динамической формы в искусстве фотографии, — продолжает автор статьи, скорее всего это составитель каталога выставки „Мастеров“ Лев Межеричер, — притом к числу наиболее крайних из них. Большое влияние на творческий рост Е.Лангмана оказала встреча и совместная работа с Б.Игнатовичем. Принадлежал к активу творческой группы „Октябрь“. В своих работах исходит из формальных принципов А.Родченко, но выработал свой индивидуальный стиль. По собственному выражению ищет „новой революционной формы“ для передачи советской тематики. Характерная черта его композиционных трактовок — рационалистичность, резкая акцентировка определенных элементов кадра, отчетливая линейность построения, ракурсы, насыщенное заполнение рамок фотоснимка».

В 1930 году фотосекция объединения «Октябрь» публикует свою программу из 8 пунктов, в которой утверждалось, что фотография — один из наиболее совершенных способов воздействия на широкие массы. «Через фиксацию социально-направленных, а не инсценированных фактов, мы агитируем и показываем борьбу за социалистическую культуру». Эта идея показа социально-направленных фактов породила целую серию снимков, которые можно условно назвать «старое» и «новое». Фотографировалась телега с лошадью, которая противопоставлялась новому грузовому автомобилю. Церкви противопоставлялся клуб, пьянству — спорт. «Мы решительно против инсценировок», — писали авторы декларации. «Мы против [...] слащавости, [...] квасного патриотизма», — продолжали они. Они считали, что фотография будет вытеснять старые техники живописи. Критерием художественности выдвигалась актуальность, высокое качество и техничность, выразительность подачи материала. И заявляли, что подчиняют всю свою деятельность «задачам классовой борьбы пролетариата за новую коммунистическую культуру». Все эти тезисы должны была убедить партийные органы и критиков в том, что у фотосекции объединения «Октябрь» самые политически правильные установки.

Названия фотографий Лангмана начала 1930-х гг. ярко характеризуют время. В период активной деятельности «Октября» в 1930-31 году, в год той самой скандальной выставки в Доме Печати, после которой появились разгромные статьи о формализме «Октября» в «Пролетарском фото» — в работах Лангмана преобладали литературные названия. Например — «Старое и новое Симоновки» (район Симоновского монастыря в Москве), «Гимнастика по радио», «Хронометражистка в учебно-опытном зерносовхозе», или совсем загадочное название: «Даешь »1040« — то есть даешь 1040 машинно-тракторных станций.

Такого же типа названия есть и у Игнатовича — известный снимок трамвайных контроллеров на заводе «Динамо» назывался «Освобождаемся от иностранной зависимости».

Литературные надписи заведомо определяли политический или прогрессивный технический контекст восприятия фотографии. Наклоненный снимок верблюдов с телегами с зерном оказывался парой столь же наклоненного по диагонали, но в другую сторону снимка тракторного поезда, доставляющего зерно на элеватор. Так в снимке Лангмана «Два вида транспорта» старое противопоставлено новому, технически более мощному.

Однако, «правильное» название не всегда спасало. В момент разгара критики «Октября» в журнале «Пролетарское фото» писали: «...мы беспощадно будем бороться с сегодняшними наметками творческого метода „Октября“, где форма подавляет содержание, где бессодержательность (фактически это — классово-чуждое нам содержание) вуалируется бойкой текстовкой».

«Против качества подписей спорить не приходится. Они хороши. Это некоторые из тех лозунгов, с которыми пролетариат СССР идет к победному завершению пятилетки. Не являются ли, однако, эти подписи только прикрытием идейного убожества фотографической продукции „Октября“?»

Среди других членов группы «Октябрь» Лангман — наиболее крайний, откровенный и смелый экспериментатор. По сравнению с ним, Родченко — более классичен, Игнатович — более повествователен в репортаже, Владимир Грюнталь — более осторожен с ракурсами и наклонами. Ни у кого из них нет такого выразительного первого плана, который можно встретить только в фотографиях Лангмана.

К счастью для Лангмана, несмотря на резкую критику в профессиональной прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с ВОКСОМ, где входил в жюри фотовыставок для Европы и Америки, продолжал работать по заданию издательства «Изогиз». В 1932 году начались съемки Москвы для фотоальбома-папки «От Москвы купеческой — к Москве социалистической». Это было важно психологически — чувствовать себя не отверженным, а членом группы единомышленников, выполняющих конкретное, нужное, социально оправданное задание. Кроме Лангмана для этой папки снимали Москву — и Игнатович, и Савельев, и Козачинский, и Родченко.

По заданию «Изогиза» Лангман ездил снимать и совхоз «Гигант», и строительство новых заводов в Донбассе, и московские заводы «Динамо» и «Электрозавод». Часть снимков была помещена в массивном фотоальбоме «Индустрия социализма», оформленном Эль Лисицким. Он участвовал в работе кратковременных курсов Союзфото, показывал молодым свои фотографии и разъяснял свои технические приемы. И потому не случайно в 1935 году он был приглашен для участия в выставке «Мастеров советского фотоискусства».

В разгар выставки в Доме кино состоялась творческая дискуссия. В выступлении под названием «Творческие поиски» Лангман отмечал, что он начал сознательно работать в фотографии с 1929 года после встречи с Родченко и Игнатовичем. Чем привлекли его эти два автора? Он увидел пример отхода от штампов, оригинальность и яркость. «Впервые передо мной встал вопрос, что фотография — это искусство».

«Что я начал делать? У меня в архиве нет родченковских „Шестеренок“ или других чисто фактурных снимков — во имя кадра, во имя формы. Раз это сделано, то мне это делать незачем. Лучше я не сделаю, а хуже мне делать неинтересно. Одно было для меня ясно, что на основе достигнутой мной отточенной формы можно и нужно делать настоящие реалистические вещи».

Лангман объяснил и происхождение «косины» в своих фотографиях, ставшей по его выражению «притчей во языцах», то есть многократно повторяющимся обвинением в формализме. По его словам, косина в его снимках стала «протестом против штампа, серятины в фотографии».

В середине 1930-х гг., когда «косина» тоже стала штампом, Лангман ставил перед собой иные задачи. Он пытался отказаться от «косины» и ракурса, но при этом сохранить композиционную выразительность снимка. В журнале «СССР на стройке» посвященном Казахстану и фотоальбоме «10 лет Узбекистана» впервые появились снятые Лангманом портреты. Точка зрения — чуть снизу, предельно крупный план, четкая проработка лиц. За счет монтажа и окончательной кадрировки фотографий Лангмана на страницах Родченко и Степанова, которые оформляли эти издания, выявили остроту выбранной Лангманом точки зрения, подчеркнули контраст крупного переднего и мельчайшего заднего плана.

Снимки Лангмана запоминаются благодаря своей внутренней насыщенности, расчитанности. Они сделаны намеренно и таковыми запоминаются, как единственно возможные и максимально информативные. Пользуясь своей маленькой «лейкой», он концентрировал информацию, формы и пространство в кадре.

Александр Лаврентьев, Сергей Бурасовский
кураторы выставки

При поддержке

Новатэк

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Courrier de Russie Winzavod art review Foto.ru 13.03.12 be in Foto-Video Диалог Искусств Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.