Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание: начиная с июля 2016, днем бесплатного посещения в МАММ становится каждый третий вторник месяца, вместо воскресенья. Будем рады видеть вас!

RussianEnglish

Эрвин Блюменфельд (1897-1969). Фотографии, рисунки, фотомонтаж

Эрвин Блюменфельд.
Одри Хепберн, актриса.
Нью-Йорк. 1950-е.
Швейцария, частная коллекция.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Сесил Битон, фотограф. 1946.
Частичная соляризация.
Швейцария, частная коллекция.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне
Париж, 1939.
Modernism Inc., San Francisco.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937.
Швейцария, частная коллекция.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Вариант обложки для американского Vogue, «А ты сделал вклад для Красного Креста?», 15 марта 1945.
Коллекция Генри Блюменфельда.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952.
Коллекция Генри Блюменфельда.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
In hoc signo vinces [Под этим знаком ты победишь]. 1967.
Швейцария, частная коллекция.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Автопортрет. Париж. Ок. 1938.
Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942.
Коллекция Генри Блюменфельда.
© The Estate of Erwin Blumenfeld Эрвин Блюменфельд.
Чарли. 1920.
Коллаж, чернила, акварель, карандаш.
Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов.
© The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Одри Хепберн, актриса. Нью-Йорк. 1950-е. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Сесил Битон, фотограф. 1946. Частичная соляризация. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне Париж, 1939. Modernism Inc., San Francisco. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Вариант обложки для американского Vogue, «А ты сделал вклад для Красного Креста?», 15 марта 1945. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. In hoc signo vinces [Под этим знаком ты победишь]. 1967. Швейцария, частная коллекция. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Автопортрет. Париж. Ок. 1938. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942. Коллекция Генри Блюменфельда. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Эрвин Блюменфельд. Чарли. 1920. Коллаж, чернила, акварель, карандаш. Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов. © The Estate of Erwin Blumenfeld

Москва, 19.II.2014—11.V.2014

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Уте Эскильдсен

Куратор: Уте Эскильдсен

Свернуть

Видео

Фото с вернисажа

Ольга Свиблова, Джефф Секстон, Анна Мурая (Renault), Уте Эскильдсен и Марта Жили (Jeu de Paume)

Каталог выставки

Десятый Международный месяц фотографии в Москве: Каталог.
М., 2014. – 256 с., 23х30 см
ISBN 978-5-93977-073-6
RUR 550

О выставке

МАММ представляет проект в рамках 10-го Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» — ретроспективную выставку легендарного фотографа XX века — Эрвина Блюменфельда. Одна из центральных тем фестиваля в этом году — «Visual power» — творчество Блюменфельда — экспериментатора, новатора, одного из основоположников современной fashion-фотографии, как нельзя лучше ее иллюстрирует. В экспозицию вошли 268 работ, выполненных в период с 1910-х по 1960-е годы. Выставка включает документы, рисунки, коллажи, монтажи и фотографии, а также рекламные фильмы, выполненные по заказу американского универмага Dayton.

Расцвет искусства в период между мировыми войнами, напряженная социально-политическая ситуация в Европе, приход к власти нацистов в Германии, геноцид евреев, война, эмиграция — эти явления и события не могли не повлиять на судьбу Блюменфельда, не могли не найти отклик в работах художника.

В творчестве Эрвина Блюменфельда можно выделить несколько значимых для него направлений: коллаж и фотомонтаж; рисунок; автопортрет; фотографии в жанре «ню»; архитектурная фотография и fashion-фотография. Однажды открыв для себя новый жанр, художник постоянно обращался к нему на протяжении всей своей жизни, экспериментируя с цветом, формой и материалами, комбинируя различные техники для достижения максимальной выразительности.

Эрвин Блюменфельд родился в Германии, в семье немецких евреев, в 1897 году. Еще в школе он заинтересовался фотографией и сделал первые автопортреты. На смену портретам мечтательного юноши со временем пришли гротескные автопортреты с использованием всевозможных арт-объектов. В 1918 году Блюменфельд познакомился с художником-дадаистом Георгом Гроссом, был очарован идеями дадаистов и даже загорелся идеей принять участие в Первой международной ярмарке Дада, организованной при участии еще одной звезды авангарда — Франсиса Пикабиа. О периоде увлечения дадаизмом напоминают его рисунки, скетчи и язвительные карикатуры, выполненные карандашом, чернилами, акварелью — в общем всем, что было под рукой.

Двумя годами ранее Блюменфельд делает свои первые коллажи. В это время он серьезно занимался литературой, писал стихи и рассказы; именно поэтому его коллажи и фотомонтажи наполнены текстами. Блюменфельд жонглировал словами, буквами и пробелами, дополняя нарезки из фотографий и рисунков ироничными комментариями и провокационными названиями. В 1933 году, чувствуя необходимость выразить свое отношение к Гитлеру и растущей мощи нацистов в Германии, Эрвин Блюменфельд создал один из самых знаменитых коллажей — объединив негатив с изображением черепа с портретом Гитлера. Позже, в начале 40-х, в Париже, Блюменфельд развил эту тему, соединив изображение торса женщины с изображением головы теленка, озаглавив аллегорическую фигуру «Минотавр или Диктатор».

Переехав 1918 году в Нидерланды, Эрвин Блюменфельд открыл в Амстердаме небольшую портретную студию. В первую очередь Блюменфельда интересовали возможности художественного эксперимента при проявке пленки. «Моя настоящая жизнь началась с открытия магии химии, игры света и тени, двойственной природы негатива и позитива», — вспоминал художник. В 1936 году Блюменфельд уехал в Париж, где состоялась первая выставка его работ в Галери Бийе. Находясь под впечатлением от творчества французских авангардистов, особенно Ман Рея, Блюменфельд обратился к жанру «ню». Благодаря игре света и тени, силуэты приобретали неземные очертания, модели казались загадочными существами, скорее тенями. Позже, в 1950-е годы, обнаженные Блюменфельда стали более зримыми и осязаемыми.

В период увлечения черно-белой фотографией, Блюменфельд создал несколько шедевров в жанре архитектурной фотографии. На снимках Эйфелевой башни и Руанского собора Эрвину Блюменфельду удалось привлечь внимание к специфическим очертаниям зданий, подчеркнуть остроту граней, используя излюбленный прием чередования и переплетения тени и света.

В 1938 году состоялось знакомство Блюменфельда с выдающимся fashion-фотографом Сесилом Битоном, который помог ему заключить контракт с французским Vogue. Спустя год, Эрвин Блюменфельд уже работал обозревателем моды в Harper’s Bazaar, а в 1941 году вынужден был бежать с семьей из оккупированной нацистами Франции в США, где жил и работал до самой смерти, лишь изредка навещая Европу.

Именно в Нью-Йорке по-настоящему началась карьера Эрвина Блюменфельда — высокооплачиваемого fashion-фотографа. В конце 40-х Блюменфельд обратился к активным экспериментам с цветом, этому способствовало сотрудничество с ведущими модными журналами, для которых он создавал обложки, ставшие сегодня классикой мировой fashion-фотографии.

Последние годы жизни художник посвятил завершению автобиографии, начатой в 1950-е и, к сожалению, вышедшей в свет уже после его смерти — в 1975 году. И только 1979-м, через десять лет после его смерти, вышла книга Эрвина Блюменфельда «Сто моих лучших снимков».

Выставка организована Jeu de Paume, Париж

Jeu de Paume

При поддержке

Посольство США

Стратегический партнер Музея

MasterCard. Бесценная Москва


Генеральный информационный партнер

Elle

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Buro 24/7 Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video Диалог Искусств
L’Oeil de la Photographie

Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2014»

Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте