RussianEnglish

Забытая война

Неизвестный автор.
Письмо домой. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Торжественное богослужение. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
В разведку на воздушном шаре. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Поручик Сергей Анин. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Игра в снежки. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Фрид Г.З.
Минуя проволочные заграждения. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Корсаков С.А.
Германский мародер. Из серии «Первая мировая война», 1915.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Корсаков С.А.
Расстрелянный немец. Из серии «Первая мировая война», 1915.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Фрид Г.З.
Для этих немцев война закончилась. Из серии «Духовщинский полк», 1916.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ

Неизвестный автор. Письмо домой. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Торжественное богослужение. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. В разведку на воздушном шаре. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Поручик Сергей Анин. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Игра в снежки. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Фрид Г.З. Минуя проволочные заграждения. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Корсаков С.А. Германский мародер. Из серии «Первая мировая война», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Корсаков С.А. Расстрелянный немец. Из серии «Первая мировая война», 1915. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Фрид Г.З. Для этих немцев война закончилась. Из серии «Духовщинский полк», 1916. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Елабуга, 16.I.2015—15.II.2015

выставка завершилась

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

ул. Казанская, 24
www.elabuga.com

Поделиться с друзьями

Расписание выставки

  • 12.IX.2013—18.IX.2013

    Саратов

    Саратовский Областной Дом работников искусств

  • 30.I.2014—30.III.2014

    Самара

    Музей Модерна

  • 24.VII.2014—12.VIII.2014

    Горно-Алтайск

    Национальный музей имени А.В. Анохина

  • 1.VIII.2014—15.X.2014

    Кирово-Чепецк

    Кирово-Чепецкий музейно-выставочный центр

  • 22.X.2014—24.XI.2014

    Казань

    Галерея современного искусства ГМИИ РТ

  • 2.XII.2014—12.I.2015

    Чебоксары

    Чувашский государственный художественный музей

  • 16.I.2015—15.II.2015

    Елабуга

    Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Фото с вернисажа

Вернисаж в Кирово-Чепецке Вернисаж в Кирово-Чепецке Вернисаж в Кирово-Чепецке Вернисаж в Кирово-Чепецке Вернисаж в Кирово-Чепецке Вернисаж в Кирово-Чепецке Вернисаж в Горно-Алтайске Вернисаж в Горно-Алтайске Вернисаж в Горно-Алтайске Вернисаж в Горно-Алтайске Вернисаж в Горно-Алтайске

О выставке

Война 1914 — 1918 годов, часто в то время называвшаяся «Великой войной», явилась трагедией мирового масштаба, одним из колоссальнейших вооружённых конфликтов в истории человечества, драмой, которой планета не знала много столетий до этого. События и последствия этой войны были настолько невиданными и шокирующими, что безвозвратно изменили судьбы и мировоззрение миллионов людей, целых наций и поколений. Не случайно, Первую мировую войны считают определяющей вехой практически для всех видов человеческой деятельности, принято заканчивать ею или начинать с нее эпохи в истории, искусстве и т.п.

«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество». У. Черчилль.

Фотовыставка посвящена 90-летию начала Первой мировой войны. В экспозиции представлены малоизвестные фотографии Сергея Корсакова — военного фотокорреспондента журнала «Великая война в образах и картинах», фотографа из Духовщинского полка и других неизвестных фотографов. Война на выставке предстает в русле популярного с 1970-х годов направления в исторической науке — микроистории, которая не просто интересуется судьбами отдельных людей, зачастую «простых» и на первый взгляд ничем не примечательных, но и старается разносторонне и глубоко показать эпоху через интересные детали и тонкие подробности. Пристальный взгляд исследователя выхватывает «маленького человека» из безудержного и перенасыщенного информацией (особенно сегодня) потока фактов и рассказывает истории отдельных людей, из которых складывается всеобщая, «большая» история. Также и войны состоят не только из важных, поворотных событий и личностей правителей и полководцев, но из линий жизни отдельных военных или их объединений — например, полков и. т.п.

При знакомстве с подобными камерными выставками важно обращать внимание на детали — все они не случайны, заставляют задуматься и глубже погрузиться в эпоху. Вот некоторые из них.

Многие фотографии на выставке представляют собой по форме фотоокрытки. В период Первой мировой войны приостановили производство дорогих видов бристольского картона, на который раньше наклеивались фотографии, да и разнообразие готовых фотоматериалов исчезло. Многие фотографы-любители и даже профессионалы стали использовать заготовки для фотооткрыток — плотную фотобумагу небольшого формата, которую не нужно наклеивать на картон, а компактный и стандартный формат позволял отправлять фотографии по почте или носить с собой.

На некоторых фотографиях на обороте есть штамп о том, что они прошли военную цензуру. Это не просто интересная подробность, но она поднимает очень важную проблему всей репортажной и, в частности, военной фотографии. Первой войной, которую запечатлела фотография, изобретенная в 1839 году, была Крымская война (1853 — 1856 годов). Фотографу Роджеру Фентону по заказу королевы Виктории было поручено запечатлеть войну благородную, где нет места чрезмерно натуралистическим, а значит неэстетическим сюжетам. Предварительная цензура уже была заложена во взгляде фотографа, в выборе сюжетов и постановочности многих кадров. Здесь же, несмотря на последующую цензуру, мы видим искренние — трогательные и трагичные — кадры.

Уникальные фотографии были сделаны благодаря человеческой отваге и мужеству. То, что снимки сохранились — большая удача. Фотографии показывают жизнь на войне, своеобразный «пир во время чумы» — извечную, но неизменно привлекательную тему. Люди ко многому привыкают, приспосабливаются, и жизнь течет своим чередом в любых условиях; они умеют радоваться всем обстоятельствам и находить отраду в любых мелочах. На снимках показаны различные аспекты реальности и повседневной жизни — учения, боевые действия, отдых, развлечения: приезд гостей в полк, работу полевой почты, игру в снежки, армейский театр или празднование рождества. Видны отношения и характеры, в каждой фотографии есть настроение — а выставка в целом заставляет хотя бы отчасти почувствовать дух эпохи.

Press-release_Saratov (pdf, 246кБ)

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia ART1 Foto-Video M24.RU

Club Foto.ru LiveJournal Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Арт-Гид Сult.mos.ru

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.