RussianEnglish

Борис Михайлов
Исторические инсинуации

Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «Сюзи и другие». 
1960–1970-е Борис Михайлов.
Из серии «История Болезни». 
видеопроекция.
1997–1998 Борис Михайлов.
Из серии «История Болезни». 
видеопроекция.
1997–1998 Борис Михайлов.
Из серии «История Болезни». 
видеопроекция.
1997–1998 Борис Михайлов.
Из серии «Соляные Озера». 
1986 Борис Михайлов.
Из серии «Соляные Озера». 
1986

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «Сюзи и другие». 1960–1970-е

Борис Михайлов. Из серии «История Болезни». видеопроекция. 1997–1998

Борис Михайлов. Из серии «История Болезни». видеопроекция. 1997–1998

Борис Михайлов. Из серии «История Болезни». видеопроекция. 1997–1998

Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986

Борис Михайлов. Из серии «Соляные Озера». 1986

Москва, 31.VII.2008—28.IX.2008

выставка завершилась

ЦСИ «Винзавод»

4-й Сыромятнический пер., д. 1/6
11.00–20.00, кроме понедельника

Поделиться с друзьями

Персональная выставка Бориса Михайлова к 70-летию со дня рождения.

В залах RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств в ЦСИ ВИНЗАВОД

Персональная выставка Бориса Михайлова к 70-летию со дня рождения.

В залах RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств в ЦСИ ВИНЗАВОД

Свернуть

О выставке

Опыты телесности: между катастрофой и повседневностью

Выставка харьковчанина Бориса Михайлова, начавшего снимать в 1966 и отмечающего в 2008 свой 70-летний юбилей, представляет три серии работ разных десятилетий: «Сюзи и другие» (1960—1970-е), «Соленые озера» (1986) и «История болезни» (1997—1998).
Стилистические доминанты творчества Михайлова — телесность, повседневность и эпатаж — выражены во всех трех. Невыносимая повседневность явлена в «Сюзи и другие», серии малоформатных зарисовок с испражняющейся буренкой, поющим милиционером и натюрмортом с париком, тремя кильками и галстуком в горошек.
Экстатическое наслаждение разомлевших тел доминирует в «Соленых озерах» (фото-рассказе о Донбасском водоеме, питаемом в основном протекавшей заводской трубой, но почитавшегося среди населения за целительный источник).
Катастрофа выживания на постсоветском пространстве прочитывается в остро-социальной, трагически монументальной «Истории болезни» с портретами деклассированных…

Экспериментальное колористическое оформление всех трех серий суть продолжение опытов Михайлова с раскрашенными фотографиями из семейного альбома — «Лурики» (1960—1970-е) или монохромными синими и коричневыми военными сериями. Здесь сама техника становится носителем смысла: непрофессиональный цвет «Сюзи» говорит о повседневности, «Соляные Озера» эксплуатируют визуальность классической документальной фотосъемки, а гамма экспресс-фотографии разоблачает саму практику любительской фотографии, этого «среднего искусства» (П. Бурдье), с одной стороны пародируя ее, с другой — возводя до символа времени.

Опыты Бориса Михайлова с телесностью и обнажением (собственным, семейным или социальным), эксгибиционизмом и вуайеризмом как-то всегда перерастают простое желание запечатлеть обнаженное тело. И непонятно, чего здесь больше: позы или документа, позируют обнаженные бомжи или предъявляют на суд свои язвы и нарывы? И тональность Михайлова — не безумие радостной экстатичности Сергея Чиликова и не проблемная сексуальность Нан Голдин. Здесь телесность социальная — томно-пляжная («Соленые озера») или отталкивающе-низовая («История болезни») — явлена в широком диапазоне: от удушающей расслабленности до язвенной агрессивности.
Такая проблематизированная этичность, повседневный фотографический экстремизм с проблемной же визуальностью (техники «непрофессинальной» фотографии) и создают особое поле напряженности и узнаваемый стиль работ Бориса Михайлова.
Борис Михайлов родился в Харькове 25 августа 1938 года. Живет и работает в Берлине и Харькове. Один из самых знаменитых современных художников, работающих с фотографией. Лауреат самых престижных международных фотографических премий, в том числе премии фонда Хассельблад. Член Немецкой Академии искусств, приглашенный лектор Гарвардского Университета, Кембридж, Массачусетс.

Персональные выставки Бориса Михайлова прошли в крупнейших музеях и художественных институциях Европы и Америки, таких как: Музей Стеделийк, Амстердам, Кунстхалле, Цюрих, Фотомузей Винтертур, Музей современного искусства города Рима, Институт современного искусства, Бостон, Галерее Саатчи, Лондон и т.д. Его работы находятся в Метрополитен Музее, Нью-Йорк, Музее современного искусства Нью-Йорка, Музее современного искусства Сан-Франциско, Пинакотеке Модерна, Мюнхен, Музее Виктории и Альберта, Лондон и т.д.

На выставке «Исторические инсинуации» в залах RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств, приуроченной к 70-летнему юбилею художника, организованной при поддержке Mastercard, представлены три серии работ, связанные с разными периодами его творчества: «Сюзи и другие» (1960—1970-е), «Соляные озера» (1986) и «Отдых на Тенерифе» (2006).

Борис Михайлов начал снимать в 1966 году, на излете хрущевской оттепели, вскоре сменившейся брежневским безвременьем. Романтический порыв 1960-х разбудил в людях тягу к индивидуальному, личностному самопроявлению, загнанную глубоко внутрь во время десятилетий господства коллективистского «мы» над личностным «я». Но социальных ролей и реальных возможностей для проявления этого «я» в забюрократизированном советском обществе не оказалось. Более того, безликое «мы» вскоре снова стало социальной доминантой.

Физики и лирики уходили в горы, находя отдушину в бардовских песнях, а большинству для самоидентификации оставалось только собственная телесность. Фотограф с камерой фиксировал не только пронзительные знаки этого убогого в материальном смысле существования, в котором не было места для эстетического оформления окружавшей повседневности, но и томление по красоте и желание ее обретения. Такая фиксация могла принимать наивные формы, но иногда проявлялась и как обнажение табуированных и де-эстетизированных форм. В это время фотограф выступает вольным или невольным провокатором, запускающим перформансы, предполагающие самовыражение фигурантов, которые, возможно, в первый и последний раз почувствовали на себе внимание кого-то, кто готов вглядеться и вслушаться в их собственное «я», забитое монотонной безликостью их существования.

Экзистенциальное обнажение своих героев и окружающей их реальности Борис Михайлов запечатлел еще до того, когда эта эстетика с приходом Нан Голдин стала одной из основных парадигм современного искусства.

Борис Михайлов в своих ранних сериях виртуозно использует технику «наивного первого цвета», сравнимую с шедеврами Уильяма Эгглстона, которую только сегодня начинают заново переоткрывать мировое художественное сообщество. Прием как бы любительской съемки для личного дневника в начале 21-го века стал школьными азами. Борис Михайлов одним из первых открывает его для современного искусства, виртуозно пользуясь им не только в экзистенциальном, но и социальном аспекте, дистанцируя и проявляя тем самым законы взаимодействия личности и социума.

Проект «Соляные Озера» создается в эпоху перестройки. В это время пляж Донбасского водоема, питаемого протекающей заводской трубой, наполненной грязными выбросами и почитающейся среди населения за целительный источник, становится социальной метафорой. Тогда всем казалось, что где-то там за горизонтом, наглухо отгороженным от нашего мира берлинской стеной, есть озера с кристально прозрачной водой, есть люди с прекрасными и идеальными телом и душой без наших проблем, язв и болезней, которые мы начали открывать в эпоху гласности и углубленной саморефлексии.

В 2006 году появляется серия Бориса Михайлова «Отдых на Тенерифе». Скучающие, несчастливые и озабоченные лица, усталые тела пожилых обитателей европейского курорта ставят перед художником сорок лет спустя те же метафизические вопросы, которые волновали его в начале творчества.

Процессы глобализации обнаружились не только в триумфальном нашествии Макдоналдса, но и в очевидности подобия человеческих душ и тел. Безусловно, существуют и различия в человеческой природе, проявляющиеся в зависимости от географии и социального климата, но общность все же доминирует. Наверное, поэтому работы Бориса Михайлова оказались столь востребованы во всем мире, а в последние годы и в нашей стране, что было отмечено в 2003 году вручением ему премии за вклад в развитие современного русского искусства, а также его недавней выставкой в Музее Актуального искусства Art4.ru.

При поддержке

MasterCard

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.