Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей будет закрыт в связи с проведением ремонтных работ и переоборудованием выставочных залов. Приносим свои извинения!

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
16+

Жертвам политических репрессий посвящается

Александр Родченко. Работа с оркестром. Из серии «Строительство Беломорско-Балтийского канала». 1933. Собрание МАММ Александр Родченко. Караульный у шлюза. Из серии «Строительство Беломорско-Балтийского канала». 1933. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Александр Родченко. «Беломорско-Балтийский водный путь готов!». Фотомонтаж для журнала «СССР на стройке», посвященного строительству Беломорканала, 1933. Полиграфический оттиск. Собрание МАММ Фотомонтаж «Работы в шлюзе» для журнала «СССР на стройке», посвященного строительству Беломорско-Балтийского канала. 1933. Полиграфический оттиск. Собрание МАММ Неизвестный автор. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. 1933 – 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Неизвестный автор. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. 1933 – 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Неизвестный автор. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. 1933 – 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Аркадий Шайхет. Обвиняемых по Шахтинскому делу привезли к Колонному залу Дома Союзов. Москва, 1928. Собрание МАММ Аркадий Шайхет. Процесс меньшевиков-интернационалистов в Колонном зале Дома Союзов. С обвинительной речью выступает государственный обвинитель Н. В. Крыленко. Москва, 1931. Собрание МАММ Неизвестный автор. Участники совещания с Иосифом Сталиным и Климентом Ворошиловым. 
Москва, Вторая половина 1930-х. Собрание МАММ Неизвестный автор. Писатель Максим Горький. Москва, 1933–1936. Собрание МАММ

Александр Родченко. Работа с оркестром. Из серии «Строительство Беломорско-Балтийского канала». 1933. Собрание МАММ

Александр Родченко. Караульный у шлюза. Из серии «Строительство Беломорско-Балтийского канала». 1933. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Александр Родченко. «Беломорско-Балтийский водный путь готов!». Фотомонтаж для журнала «СССР на стройке», посвященного строительству Беломорканала, 1933. Полиграфический оттиск. Собрание МАММ

Фотомонтаж «Работы в шлюзе» для журнала «СССР на стройке», посвященного строительству Беломорско-Балтийского канала. 1933. Полиграфический оттиск. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. 1933 – 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. 1933 – 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. 1933 – 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Аркадий Шайхет. Обвиняемых по Шахтинскому делу привезли к Колонному залу Дома Союзов. Москва, 1928. Собрание МАММ

Аркадий Шайхет. Процесс меньшевиков-интернационалистов в Колонном зале Дома Союзов. С обвинительной речью выступает государственный обвинитель Н. В. Крыленко. Москва, 1931. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Участники совещания с Иосифом Сталиным и Климентом Ворошиловым. Москва, Вторая половина 1930-х. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Писатель Максим Горький. Москва, 1933–1936. Собрание МАММ

Москва, 20.12.2017—1.03.2018

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Анна Зайцева

Куратор: Анна Зайцева

Свернуть

Фото с экспозиции

О выставке

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ, МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА, МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ», ФОНД ПАМЯТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГУЛАГА, ОБЩЕСТВО МЕМОРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ

ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ


В 2015 году президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ «О возведении мемориала жертвам политических репрессий». 30 октября 2017 года, в День памяти жертв политических репрессий в Москве, при участии президента РФ, состоялось открытие монумента «Стена скорби». Обращение не только к героическим, но и трагическим страницам отечественной истории необходимо для того, чтобы смотреть в будущее, учитывая уроки прошлого.

Выставка, конечно, не может претендовать на полноту и собрание всех исторических свидетельств, связанных не только с репрессиями 1937 года, но и всем периодом советской истории, во время которого осуществлялись политические репрессии.

«Расстреливать, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» - телеграфировал В.И. Ленин тов. Пайкесу 22 августа 1918 года. Один из идеологов молодого коммунистического государства Николай Бухарин, который позднее сам окажется жертвой репрессивной машины, пишет в 1920-м году в книге «Экономика переходного периода»: «С более широкой точки зрения… пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи…».

Выставка в МАММ - это уникальные архивные документы, часть из которых была рассекречена только в последние годы; газеты; фотографии; кинохроника; интервью с бывшими заключенными; артефакты жизни и быта узников ГУЛАГа: колючая проволока, двери и окна казематов, телогрейки и обувь заключенных, которым иногда вместо подошвы приходилось пришивать к ботинкам покрышки шин; письма и рисунки заключенных ГУЛАГа, проходившие строжайшую цензуру; циркуляры, регламентировавшие эту цензуру; так называемые «эшелонные письма» - записки, написанные на чем попало, которые чудом удавалось выкинуть из закрытых вагонов, в которых заключенных этапировали в лагеря…

Страшным свидетельством 1937 года является секретный документ – Оперативный Приказ Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР от 30-го июля 1937 года №00447, подписанный Н.И. Ежовым. В нем устанавливались плановые показатели по количеству осужденных для каждой из республик и автономных областей. Нормативы вводились, в том числе, по расстрельной статье. На выставке приводится еще один секретный документ, в котором Сталин красным карандашом, своей рукой правил нормативы по репрессиям, увеличивая показатели по расстрельной статье.

Один из разделов выставки посвящен Бутовскому полигону - крупнейшему в Московском регионе месту массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 убитых здесь человек. Эти люди были расстреляны с августа 1937 по октябрь 1938 года, а полигон функционировал с 1934 по 1953 год. Те, о ком удалось найти сведения — это мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий. Около тысячи человек из числа погребенных в Бутово пострадали за православную веру. Более трехсот из расстрелянных на полигоне священнослужителей, сегодня причислены к лику святых. Их имена написаны и на выставке.

Слайд-проекция ГУЛАГовских фотографий: фас – профиль дает представление о том, что репрессивная машина перемалывала всех без исключения, в том числе великих деятелей культуры, науки, военачальников, руководителей государства, а также тех, кто организовывал и осуществлял репрессии.

На выставке в МАММ сделан акцент на судьбах пяти героев - выдающихся деятелей науки, культуры и искусства.

Сергей Королев – один из основоположников космонавтики, главный конструктор ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР. Под его руководством были подготовлены и осуществлены запуск первого искусственного спутника земли (1957), полет Юрия Гагарина (1961), первый выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов, 1965). Сергей Королев отбывал заключение в ГУЛАГе с 1938 по 1944 год. Скончался во время операции в результате неудачно проведенного наркоза. Причиной этого, как считали врачи, стали травмы челюстей, полученные на допросах 1938 года.

Павел Флоренский – православный священник, религиозный философ, ученый, историк культуры, даже в условиях ГУЛАГа продолжал научную деятельность. Внес большой вклад в исследования особенностей строительства в условиях вечной мерзлоты, а также сделал более 10 научных открытий, исследуя добычу йода и агар-агара из морских водорослей. (С 1933 по 1937 годы находился в лагерях БАМЛАГа, в лагере «Свободный», Соловецком лагере особого назначения). В 1937 году особой тройкой НКВД Ленинградской области был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

Всеволод Мейерхольд - выдающийся театральный режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Созданный им в 1923 году театр ТиМ, был ликвидирован в 1938 году. В 1939-м Всеволод Мейерхольд был арестован, подвергался страшным пыткам. Расстрелян в 1940 году.

Юло Соостер – живописец, график, книжный и журнальный иллюстратор, художник анимации отбывал заключение с 1949 по 1956 год.

Александр Солженицын – писатель, публицист, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Прошел Великую Отечественную войну, был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Арестован в 1945 году. В 1953 году освобожден из лагеря и отправлен на «вечное поселение» в Южный Казахстан. Реабилитирован в 1957 году. Именно благодаря его литературным произведениям люди в Советском Союзе и мире узнали правду о ГУЛАГе. В 1990 году за книгу «Архипелаг ГУЛАГ» был удостоен Государственной премии СССР. Лишенный советского гражданства и выдворенный из СССР в 1974 году Солженицын вернулся в Россию из изгнания в 1994 году.

Уникальные свидетельства «лагерного» периода жизни каждого из этих выдающихся людей приведены на выставке.

Один из инициаторов выставки режиссер Павел Лунгин пишет: «2017 год - год грустных юбилеев: 100-летие Октябрьской революции и 80-летие «большого террора» 1937 года. Глубокого осмысления этих событий до сих пор не произошло. Наше общество, загнав внутрь себя тяжелую травму сталинизма, как больной, не хочет идти к врачу и отказывается лечиться. Но совершенно очевидно, что, сколько не говори о победах, без изживания этой травмы здорового развития не будет. Считаю, что вслед за возведением важнейшего мемориала жертвам политических репрессий «Стена скорби» эта выставка будет способствовать возвращению тяжёлой, но так необходимой нашему обществу исторической памяти».

Роман Романов, директор Музея истории ГУЛАГа, руководитель Фонда Памяти: "Почти у каждого человека в нашей стране есть родственники, которые прошли через лагеря и ссылки. Это миллионы человек - выживших и тех, кто погиб. В масштабе истории это было совсем недавно, и сейчас мы находимся в той важной точке, когда эту память нужно защищать особенно, чтобы передать её в будущее. Мы ищем новые формы, форматы, выходим за пределы стен нашего музея, чтобы донести эти знания до разных аудиторий. Мы очень благодарны Мультимедиа Арт Музею, "Мемориалу", Русскому благотворительному фонду Александра Солженицына и всем нашим партнёрам, что мы можем показать часть этой истории в одном из лучших музеев Москвы. Это сотрудничество вслед за открытием мемориала "Стена скорби" - свидетельство того, что культура памяти в нашей стране продолжает формироваться и мы находимся на правильном пути".

Государственный музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году известным историком, публицистом и общественным деятелем А.В. Антоновым-Овсеенко, прошедшим через лагеря как сын «врага народа». Собрание Музея включает в себя архив фотографий и документов, писем и воспоминаний бывших узников ГУЛАГа; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию предметов лагерного быта, орудий труда, а также предметов обихода XX века; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими ГУЛАГ, и современными авторами, предлагающими свое осмысление этой темы.

Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий» (Фонд Памяти) был учреждён 18 апреля 2016 года по инициативе Музея истории ГУЛАГа в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Фонд аккумулирует частные и корпоративные пожертвования.

Соорганизаторы

Музей истории Гулага и Фонд памяти Фонд памяти Мемориал

При поддержке

Panasonic

Информационные партнеры

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид SNCurbanrooms.media urbanrooms.media

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2018.