RussianEnglish

Марк Рибу
Всемирный алфавит

Марк Рибу.
Празднование независимости Алжира.
Алжир, июль 1962
© Marc Riboud Марк Рибу.
11-1=10.
Саудовская Аравия. 1974.
© Marc Riboud Марк Рибу.
А как Акробат.
Маляр на Эйфелевой башне.
Париж, 1953.
© Marc Riboud Марк Рибу.
Жан Бабиле.
Париж, 1953.
© Marc Riboud Марк Рибу.
Набережная Тюильри.
Париж, 1953.
© Marc Riboud Марк Рибу.
Средняя школа № 331.
Москва, Россия, 1960.
© Marc Riboud Марк Рибу.
Несмотря на холод, любители шахмат наблюдают "в прямом эфире" матч между Михаилом Ботвинником и Михаилом Талем на доске, установленной снаружи Театра имени Пушкина. Москва, Россия, 1960 
© Marc Riboud Марк Рибу.
Ив Сен-Лоран за рабочим столом.
Париж, 1964.
© Marc Riboud Марк Рибу.
Пьер Карден и Жанна Моро на показе мод.
Париж, 1964.
© Marc Riboud Марк Рибу.
Сварщики на судостроительной верфи. Строительство теплохода «Франс», Сен-Назэр, Франция, 1959.
© Marc Riboud

Марк Рибу. Празднование независимости Алжира. Алжир, июль 1962 © Marc Riboud

Марк Рибу. 11-1=10. Саудовская Аравия. 1974. © Marc Riboud

Марк Рибу. А как Акробат. Маляр на Эйфелевой башне. Париж, 1953. © Marc Riboud

Марк Рибу. Жан Бабиле. Париж, 1953. © Marc Riboud

Марк Рибу. Набережная Тюильри. Париж, 1953. © Marc Riboud

Марк Рибу. Средняя школа № 331. Москва, Россия, 1960. © Marc Riboud

Марк Рибу. Несмотря на холод, любители шахмат наблюдают "в прямом эфире" матч между Михаилом Ботвинником и Михаилом Талем на доске, установленной снаружи Театра имени Пушкина. Москва, Россия, 1960 © Marc Riboud

Марк Рибу. Ив Сен-Лоран за рабочим столом. Париж, 1964. © Marc Riboud

Марк Рибу. Пьер Карден и Жанна Моро на показе мод. Париж, 1964. © Marc Riboud

Марк Рибу. Сварщики на судостроительной верфи. Строительство теплохода «Франс», Сен-Назэр, Франция, 1959. © Marc Riboud

Москва, 18.XII.2014—6.II.2015

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Видео

Фото с вернисажа

О выставке

Мультимедиа Арт Музей, Москва / музей «Московский Дом фотографии» представляет выставку классика мировой фотографии, знаменитого французского фотокорреспондента — Марка Рибу, обладателя множества престижных международных премий, члена легендарного фотоагентства «Магнум», возглавлявшего его в 1975-1976 гг.

Работы Рибу находятся в коллекциях Музея Современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), Чикагском Институте Искусств, Парижской национальной библиотеке и др. Персональные выставки Марка Рибу с огромным успехом проходят по всему миру. Среди наиболее заметных проектов: ретроспективные выставки в Метрополитен-музее (Metropolitan Museum of Art) в Нью Йорке (1972); в парижском Музее современного искусства (Musee d’Art Moderne de la Ville de Paris) (1985); в Международном Центре Фотографии (Iternational Center of Photography) в Нью Йорке (1988); в Европейском доме Фотографии, Париж (Maison Européenne de la Photographie) (2004), в музее «Московский Дом фотографии» (2005), в Музее современного искусства, Париж (Musee d’art moderne de la ville de Paris) (2009). Репортажи Рибу печатались в ведущих мировых журналах: «Life», «Geo», «National Geographic», «Paris-Match», «Stern» и др.

В экспозицию вошли более 160 фотографий, среди них, как знаковые снимки, признанные одними из лучших фотографий XX века: «Маляр на Эйфелевой башне» или фотография участницы демонстрации против войны во Вьетнаме, протягивающей цветок в ответ на наставленные на нее штыки, так и редкие, практически неизвестные зрителям работы, созданные в период с конца 50-х годов XX века до наших дней.

Марк Рибу родился в 1923 году. Когда ему исполнилось 13 лет, в подарок от отца он получил старую, времен Первой мировой войны, камеру Vest Pocket Kodak. Именно с ее помощью Рибу сделал первые снимки. О своем юношеском увлечении он не вспоминал почти 15 лет — во время Второй мировой войны Марк Рибу был участником французского Сопротивления, по окончании войны получил диплом инженера École Centrale de Lyon, работал по профессии на заводе в Лионе. Все изменила поездка на театральный фестиваль в 1951 году, во время которого Рибу создал один из своих первых фоторепортажей. Рибу принял решение оставить работу и попробовать стать фотографом и отправился в Париж. В 1952 году произошла судьбоносная встреча с великим Анри-Картье Брессоном, главой фотоагентства «Магнум», ставшим его главным наставником, благодаря ему Марк Рибу начал сотрудничать с агентством. Карьера Рибу быстро пошла в гору: уже в 1953 году журнал «LIFE» напечатал ставшую знаменитой фотографию «Маляр на Эйфелевой башне». В 1959 году он стал вице-президентом «Магнума» по Европе, а в 1975-1976 — президентом фотоагентства.

Марк Рибу объехал весь мир: побывал на Ближнем и Дальнем Востоке, в Китае, Индии, Непале, Алжире, Северном и Южном Вьетнаме, Камбодже, Польше и Чехословакии, проехал на автомобиле от Аляски до Мехико. Он был одним из первых западных фотографов, попавших в Китай после Культурной революции 1949 года. Рибу — автор знаменитых фоторепортажей: «The Three Banners of China», «Face of North Vietnam», «Visions of China» и «In China» и др. В 1960 и 1967 годах Марк Рибу побывал в Советском Союзе.

Марк Рибу удивительным образом сочетает в себе жесткость политического фотокорреспондента и лиричность фотохудожника. Ему одинаково удаются репортажи из горячих точек планеты и жанровые снимки, портреты, городские пейзажи. При этом он невероятно скромный человек, он всегда предпочитает оставаться невидимкой. «Я разрывался между страхом слишком приблизиться к людям, но что-то иное заставляло меня подойти ближе, чтобы присмотреться», — вспоминает Рибу.

Несмотря на почтенный возраст, Марк Рибу продолжает работать и верит, что лучшие снимки еще впереди. «Возможность видеть и фотографировать красивое лицо или туманный пейзаж вызывает такие ощущения, как будто я слушаю музыку. Это помогает мне жить» — признается он.

Рассказывая о выставке Марка Рибу, необходимо сказать несколько слов о кураторе выставки, известном французском журналисте, писателе (и жене Марка Рибу) — Катрин Шэн (Catherine Chaine). Долгое время она работала в отделе «Просвещение» еженедельника Elle, публиковала интервью с писателями в журнале Le Nouvel Observateur (беседы с Жаном-Полем Сартром, Альбером Коэном и др.) и в газете Le Monde (с Пьером Гольдманом, Морисом Сендаком). Ее книга Le Voyage sans retour des enfants d’Izieu («Безвозвратное путешествие детей из Изьё»), вышедшая в издательстве Gallimard Jeunesse, получила премию за лучшую молодежную книгу 1994 года. А в 2004 году книга Катрин Шэн, рассказывающая о ее дочери-инвалиде, «J’aime avoir peur avec toi» («Мне нравится бояться вместе с тобой»), изданная Éditions du Seuil, была отмечена призом французской прессы.

Выставка «Всемирный алфавит» включает четыре раздела. Первый и второй — представляют снимки, ставшие сегодня классикой мировой фотографии, созданные Рибу во Франции и Советском Союзе. Третий и четвертый — знакомят с книгами для детей и взрослых, которые составила Катрин Шэн, взяв за основу фотографии Марка Рибу: "I comme image"/"(буква) И как Изображение" или «Картинка создает слово» и "1.2..3...image"/"Раз, два, три...картинка" или «Все правильно подсчитано?», выпущенные издательством Gallimard Jeunesse в 2010-м и в 2011 году.

В разделе, визуализирующем книгу "I comme image"/"(буква) И как Изображение" или «Картинка создает слово», куратор, сопоставляя слово и изображение, учит нас читать и чувствовать фотографию.

Раздел, посвященный книге «1.2..3...image»/ «Раз, два, три...картинка» или «Все правильно подсчитано?» дает возможность потренировать внимание и любознательность, считая слонов, пловцов, телефоны, чашки китайского чая, играющих в футбол детей и многое другое на фотографиях Марка Рибу, а также совершить увлекательное путешествие, по Европе, Африке, Америке и Азии, обнаруживая, что правила счета одинаковы для всех. На снимках Марка Рибу можно разглядеть общее в людях с разным цветом кожи, живущих на разных континентах в разных обстоятельствах. Благодаря его фотографиям можно понять, что в разных странах одинаково страдают и одинаково радуются, любят и ценят жизнь.

Выставка, открывающаяся в Мультимедиа Арт Музее, Москва / музее «Московский Дом фотографии» — это еще и возможность в игровой форме заняться изучением французского языка в дни школьных новогодних каникул, благодаря специальным образовательным программам, созданным Марком Рибу и Катрин Шэн.

Выставка подготовлена при поддержке посольства Франции и Французского Института в России.

При поддержке

Посольство Франции в России Французский институт

Стратегические партнеры Музея

РОСБАНК Renault


Официальный медиапартнер

Afisha-Vozduh

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video be in Фото.сайт Диалог Искусств

Арт-Гид RosPhoto Сlub.foto.ru My Destination Moscow

Moscow in Your Pocket Сult.mos.ru

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.