RussianEnglish

Фотолетопись Калининграда
Станислав Покровский, Олег Максимов, Альберт Тереховкин, Семён Анисков

Олег Максимов.
Новая весна. 
1964 Станислав Покровский.
Барк «Крузенштерн». Встреча. 
31 августа 1996 Олег Максимов.
Последний вздох Замка. 
1968 Олег Максимов.
Н. С. Коновалов принимает парад. 
1965 Олег Максимов.
Встреча эпох. 
1968 Альберт Тереховкин.
На балконе. 
1950 Альберт Тереховкин.
Трамвай «Мать-одиночка». Советский Проспект.
1950 Семён Анисков.
Без названия. 
1950-60 гг. Неизвестный автор.
Портрет (На фоне Сталина).
Архив музея Балтийского флота Станислав Покровский.
Жизнь-как зебра… 
1985

Олег Максимов. Новая весна. 1964

Станислав Покровский. Барк «Крузенштерн». Встреча. 31 августа 1996

Олег Максимов. Последний вздох Замка. 1968

Олег Максимов. Н. С. Коновалов принимает парад. 1965

Олег Максимов. Встреча эпох. 1968

Альберт Тереховкин. На балконе. 1950

Альберт Тереховкин. Трамвай «Мать-одиночка». Советский Проспект. 1950

Семён Анисков. Без названия. 1950-60 гг.

Неизвестный автор. Портрет (На фоне Сталина). Архив музея Балтийского флота

Станислав Покровский. Жизнь-как зебра… 1985

Калининград, 2.VII.2005—30.VII.2005

выставка завершилась

Калининградская художественная галерея

Московский проспект, 60-62
http://www.kaliningradartmuseum.ru/

Поделиться с друзьями

Выставка к 750-летию города

Калининградская художественная галерея
Калининградский Союз фотохудожников

Выставка к 750-летию города

Калининградская художественная галерея
Калининградский Союз фотохудожников

Свернуть

Фото с вернисажа

Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция Фотолетопись Калининграда.
Экспозиция

О выставке

«Фотолетопись Калининграда» — проект Московского Дома фотографии, посвященный 750-летию Калининграда и 60-летию Калининградской области. Проект реализуется в рамках программы «Фотолетопись России», поддержанной Президентом РФ В. В. Путиным. «Фотолетопись Калининграда» — партнерский проект, в котором принимает участие ряд организаций и частных лиц Калининграда, других регионов России, зарубежных стран.

Россия обладает колоссальным фондом фотоматериалов, находящихся в музеях и архивах, частных коллекциях, домашних собраниях, в наиболее доступной визуальной форме представляющих историю страны, ее граждан, семейные истории. Но эта история почти не востребована. Обществу известна лишь незначительная часть этих материалов. Основная идея программы «Фотолетопись России» — воссоздание визуальной российской истории, создание фотоэнциклопедии жизни на основе государственных архивов, региональных собраний, личных архивов фотографов и частных коллекций.

Проект «Фотолетопись Калининграда» — составная часть этой программы. Государственные и частные собрания Калининградской области насчитывают несколько десятков тысяч фотодокументов. Задача проекта — познакомить жителей области с этими собраниями, выделить из них ключевые, особо значимые для истории документы. Не меньшее значение имеет знакомство с калининградскими фотомастерами, многие из которых были незаслуженно забыты..

Выставка открывается фотографиями Кёнигсберга, любезно предоставленными М. Поповым. Эти фотографии раскрывают нам облик навсегда ушедшего европейского города. Подлинные фотографии, представленные в этом разделе, дополняются видеопроекцией.

Следующий раздел выставки посвящен Победе над фашизмом. В Кёнигсберге появляется новое население. Это, в первую очередь, солдаты и офицеры, освободившие город, члены их семей. На выставке представлены наиболее значимые события 1945 г. — штурм города, парад Победы и парад 7 ноября, открытие первого памятника погибшим.

Конец 40-х годов — это жизнь среди развалин. Фотографии, сделанные на фоне немецких монументов и знаковых мест города, таких, например, как Королевский замок и Кафедральный собор, — один из способов освоения этого нового пространства, новой для советских людей культуры. Часто эти фотографии делались как приватные, семейные и не были рассчитаны на обнародование. К таким документам относятся, например, фотографии, сделанные Л. Климцовым и А. Тереховкиным. Альберт Владимирович Тереховкин начал фотографировать в 1949 г. На выставке представлены его ранние снимки. На них самые близкие люди — жена, товарищи по калининградскому военно-морскому училищу. Для этих, тогда еще совсем молодых людей, жизнь только начиналась, а старый город становится фоном для фотографий.

В этот же ряд следует поставить фотографии, выполненные С. Анисковым. Семен Николаевич Анисков всю жизнь проработал агрономом в разных районах Калининградской области и никогда не расставался с фотоаппаратом. А по выходным у его двери выстраивались очереди из односельчан, желающих сфотографироваться. Именно этих людей, первых переселенцев в сельские районы Калининградской области, мы видим сейчас на фотографиях. Они дополняются материалом, представленным на видеопроекции.

На рубеже 1960-х — 1970-х гг. Калининград начинает строиться. На смену развалинам приходят новые дома, пусть недостаточно комфортабельные по нынешним меркам, но решавшие острые жилищные проблемы. С новым строительством в город приходит и новая жизнь для многих калининградских семей. Это настроение оптимизма, предвкушения счастья — на фотографиях Олега Максимова и Анатолия Михалева. То же настроение на фотографиях Валерия Лозового. Работая фотокорреспондентом калининградских газет, Валерий Александрович исколесил всю область. Его творчество — своего рода энциклопедия калининградской действительности периода «развитого социализма».

Фотографии Олега Максимова документируют разрушение Королевского замка. Дискуссия о судьбе этого памятника всколыхнула городское сообщество, вызвала резкое противостояние между общественностью и обкомом партии. Разрушение замка и строительство на этом месте Дома Советов стало драмой, которая напоминает о себе до сих пор.

Выставка завершается циклом лирических фотографий Калининграда, сделанных в разные годы замечательными фотографами Дмитрием Вышемирским, Олегом Максимовым, Станиславом Покровским.

Мы искренне благодарны фотографам, согласившимся принять участие в выставке, в том числе и тем мастерам, чьи фотографии по разным причинам не вошли в экспозицию: Дмитрию Вышемирскому, Викторасу Кяулакису, Валерию Лозовому, Александру Любину, Олегу Максимову, Николаю Маркову, Анатолию Михалеву, Юрию Павлову, Станиславу Покровскому, Альберту Тереховкину.

Организаторы проекта выражают благодарность организациям, коллекционерам и обладателям личных собраний, поделившимся с нами своими материалами. Это — Максим Попов, Александр Сологубов, Елена Карасева, Анатолий Бахтин, Юрий Павлов, семья А. С. Чебуркина, семья В. В. Тана, Музей Балтийского флота.

Кураторы проекта
Ольга Свиблова, Сергей Сазонов, Нина Левитина, Дмитрий Вышемирский, Инна Вышемирская, Юрий Селиверстов, Ольга Юрицына.

Организации-партнеры
Калининградский Дом фото; Медиа-холдинг «Каскад»; Межрегиональный пресс-центр; ZEIT-Stiftung Ebelin und Gerd Bucerius, Агентство «Руна».

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.