Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Пьер и Жиль

Пьер и Жиль

Пьер и Жиль.
Ледяная леди. 
1994. 
Модель: Сильви Вартан.
Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. 
Собрание Франсуа Пино Пьер и Жиль.
Шанхайские цветы. 
2005. 
Модель: Мирей Матье.
Раскрашенная фотография, цветная печать. 
Галерея Жерома де Нуармона, Париж Пьер и Жиль.
Клоуны. 
2003. 
Модели: Пьер и Жиль.
Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. 
Собрание Национального фонда современного искусства (FNAC), Париж Пьер и Жиль.
Игги Поп. 
1977. 
Модель: Игги Поп.
Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. 
Коллекция Пьера и Жиля Пьер и Жиль.
Мадонна с пронзенным сердцем. 
1991. 
Модель: Лио.
Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. 
Собрание Франсуа Пино Пьер и Жиль.
Младенец Иисус. 
2003. 
Модель: Адриан.
Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. 
Собрание Адриана де Нуармона, Париж Пьер и Жиль.
Космонавты. 
1991. 
Модели: Пьер и Жиль.
Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. 
Галерея Жерома де Нуармона, Париж

Пьер и Жиль. Ледяная леди. 1994. Модель: Сильви Вартан. Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. Собрание Франсуа Пино

Пьер и Жиль. Шанхайские цветы. 2005. Модель: Мирей Матье. Раскрашенная фотография, цветная печать. Галерея Жерома де Нуармона, Париж

Пьер и Жиль. Клоуны. 2003. Модели: Пьер и Жиль. Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. Собрание Национального фонда современного искусства (FNAC), Париж

Пьер и Жиль. Игги Поп. 1977. Модель: Игги Поп. Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. Коллекция Пьера и Жиля

Пьер и Жиль. Мадонна с пронзенным сердцем. 1991. Модель: Лио. Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. Собрание Франсуа Пино

Пьер и Жиль. Младенец Иисус. 2003. Модель: Адриан. Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. Собрание Адриана де Нуармона, Париж

Пьер и Жиль. Космонавты. 1991. Модели: Пьер и Жиль. Раскрашенная фотография, наклеенная на алюминий. Галерея Жерома де Нуармона, Париж

Москва, 22.02.2007—6.04.2007

выставка завершилась

Центральный выставочный зал «Манеж»

Манежная площадь, д. 1 (карта проезда)
www.moscowmanege.ru

Поделиться с друзьями

О выставке

Фотографы и художники, актеры и режиссеры, стилисты и имиджмейкеры, Пьер и Жиль — эмблематический дуэт фотографического постмодернизма. Начав свою карьеру в семидесятых годах прошлого уже века, они во многом определили фотографические искания последующих десятилетий, играя на самой фотографической квазиреалистичной природе изображения, разыгрывая оригинальный театр фотографии.

Стилистическая всеядность художников, преодоление временных и национальных границ, использование индийских и африканских, американских и латиноамериканских, русских и французских, античных и ренессансных эстетических клише — все это воплотилось и переродилось в цельную и узнаваемую фотографическую манеру. Стиль «пьер-и-жиль», узнаваемый и актуальный, травестийный и театральный, наивный и радикальный одновременно задал «модель» фотографического поведения, воспринятую, развитую и дополненную Ясумасой Моримурой и Владом Мамышевым-Монро и других.

На эмоциональном уровне стиль этот не чужд и поп культуре с ее апологией наивности и сентиментальности как самых востребованных творческих стратегий. Но зачастую под глянцем псевдо-мещанского сантимента оказывается скрыта боль и тревога, что сообщает общему настроению где-то эротический, а где-то драматический характер. В работах Пьера и Жиля журнальный гламур и народный кич разоблачают один другой, оттеняя друг друга иронией, не переходящей, однако, в цинизм и скепсис.

В сюжетном плане, методом деконструкции традиционной маскулинности художники вводят в мировую галерею фотообразов «своих», с легкостью идентифицируемых персонажей — юношу-святого, солдата, морячка, гангстера. При непростой, практически «режиссерской» работе с моделями Пьер и Жиль находили именно тот образ, тот look артиста, певца, который, отраженный в массовом сознании обложками дисков и глянцем модных журналов, впоследствии и становился тем единственным и неповторимым «портретом» кумира.

В процессе портретирования за фототеатром всегда следовал не менее сложный этап «финишных работ» — создание живописного слоя поверх фотографического и производство авторской рамы. Здесь сама тиражность фотографического искусства, его принципиальная «техническая воспроизводимость» компрометировалась ханд-мейдом, уникальной ручной работой.

Мы рады приветствовать уникальный творческий дуэт Пьера и Жиля с полномасштабной выставкой в Московском Доме фотографии и Государственном Русском музее и благодарим французскую галерею Жерома де Нуармона и Посольство Франции в России, благодаря которым этот проект состоялся в России.

Ольга Свиблова,
Директор Московского Дома фотографии

Художественные дуэты настолько распространены в современном искусстве, что в пору отнести их к особому художественному направлению. И правда, в произведениях Пьера и Жиля при желании можно увидеть сходство с продукцией не только, скажем, Гилберта и Джорджа, но и Комара с Меламидом или Дубосарского-Виноградова. Все они имеют известное отношение к поп- (или соц-) арту и так или иначе работают с образами того или иного массового сознания или коллективного бессознательного. Творчество в четыре руки, предполагающее в качестве автора не «я», но «мы», здесь весьма уместно. Как если бы пара была минимальной «ячейкой общества», от лица которого в данном случае и говорят художники, а удвоение авторства создавало алиби для всех упреков в волюнтаризме и субъективности.

Искусство Пьера и Жиля на первый взгляд представляется всеобъемлющим, хотя и крайне неупорядоченным каталогом всевозможных фантомов и фантазмов постмодернистского и мультикультурного массового сознания, добродушно поверхностного и всеядного. Католические святые тут соседствуют с индийскими божествами, сказочные герои — с поп-звездами, кадры, достойные эротических журналов — с сюжетами газетных передовиц. Впрочем, в мире Пьера и Жиля все они уживаются вполне мирно и непротиворечиво. Любой сюжет французские художники трактуют в собственном немедленно узнаваемом стиле сладостного кича. Их стремление вложить в каждый образ максимально возможное количество красоты на первый взгляд кажется желанием удовлетворить самую что ни на есть народную, «простую» жажду прекрасного. Однако в самой чрезмерности этих стараний есть определенное лукавство. Пьер и Жиль стремятся к попсовой красивости с таким фанатичным рвением, с которым можно преследовать только почти недостижимую цель.

И правда, их произведения выглядят не столько массовыми, безупречно и безлично промышленными, сколько трогательно кустарными, не столько глянцевыми, сколько наивными. Если к этой эстетике и применим эпитет «популярный», то разве что в том значении, каким он обладает во французском языке — не «поп-культурный», но «народный», в том смысле, в каком народным бывает, например, лубок. Кич, который культивируют Пьер и Жиль — не ширпотреб, но раритет и экзотика. Неслучайно художники демонстрируют интерес и симпатию к тем культурам, например, азиатским или восточным, в которых кич еще не стал циничным и сохранил своего рода невинность — будь то индийский религиозный лубок, арабская эстрадная музыка «рай» (Пьер и Жиль снимали портреты звезд «рая» из французской арабской диаспоры).

Ирония, пронизывающая искусство Пьера и Жиля, состоит в том, что под видом банальной, безликой и само собой разумеющейся масс-культуры художники подсовывают маргинальную, ерническую и еретическую субкультуру собственного производства. Даже среди звезд, которых так любят снимать Пьер и Жиль (а звезды обожают у них сниматься), почти нет образцовых представителей глобальной поп-культуры (хотя Мадонну они все же снимали). Зато очень много фриков и героев андерграунда вроде Нины Хаген, Марка Алмонда, Игги Попа и Боя Джорджа. Или же звезд настолько сугубо французских, вроде Клода Франсуа или Сильви Вартан, что сама их буржуазность и эстрадность воспринимается как своего рода экзотический национальный колорит.

Основным источником вдохновения Пьера и Жиля является гей-культура. Их «мы» — это «мы» не большинства, но меньшинства, не толпы или коллектива, но сообщников. Если «Гилберт и Джордж» — клоны, «Комар и Меламид» — соседи по школьной парте, поневоле вместе делающие лабораторные работы и обязанные держаться за руки на экскурсиях, а «Виноградов и Дубосарский» — артель, то Пьер и Жиль являются идеальными партнерами не только по искусству, но и по личной жизни, и отношения их проникнуты нежностью. Пьер и Жиль живут и работают вместе с 1976 года, идеально поделив обязанности по искусству — Пьер фотографирует, а Жиль расписывает снимки.

Эта самая нежность, эротизм и сексуальность и оказываются самыми субверсивными элементами, которые Пьер и Жиль контрабандой привносят в якобы масс-культурные образы. Каждый персонаж их фото-постановок — будь то мифический герой, бравый морячок, жертва кораблекрушения, игривый ковбой или солдат иракской войны, несомненно, являются объектами желания. Настоящая массовая (она же официальная) культура, такого панэротизма не допускает, и предполагает несовместимость обязанностей «серьезных» икон идеологии со статусом секс-символов. Герой войны должен вызывать гордость, потерпевший — жалость, но никак не желание, и американский солдат сексуален не более, чем строитель коммунизма с советского плаката. Что же до персонажей специальной эротической продукции, то им недозволенно вызывать иные чувства, помимо предписанного возбуждения. Вся та неуставная сексуальность, которую Пьер и Жиль вносят в любой из своих сюжетов, подрывает «добропорядочную» мораль отнюдь не либертинажем: ни о какой непристойности в этом, в сущности, игрушечном мирке не может быть речи. Но даже по сравнению с этими нарочито кукольными персонажами герои масс-культуры «большинства» выглядят неодушевленными манекенами — ведь только вещи могут быть бесполыми.

Ирина Кулик

Пьер родился в 1950 году в Ла Рош-сюр-Йон, Жиль в Гавре в 1953 г. В начале 70-х, Жиль, окончил школу изящных искусств, в то время как Пьер изучал фотографию в Женеве. В 1974 г. Жиль состоял в переписке с Анетт Мессагер. Он поселился в Париже, рисовал и делал коллажи, иллюстрации для журналов и рекламы, собирал Photomatons. После службы в армии в 1973 г., Пьер начал работать фотографом в Париже для журналов Rock & Folk, Depeche Mode and Interview.

1976–1981

Осенью 1976 г., Пьер и Жиль встретились на открытии бутика Кензо в Париже и стали жить вместе. Их квартира находилась на улице Балнк Манто в Париже. С 1997 г. становится ясно, что они должны работать вместе. Пьер фотографировал, а Жиль рисовал, каждый вкладывал в работу другого Их работа над публикацией Façade привлекла к ним интерес публики. Они фотографировали Энди Ворхола, Сальвадора Дали, Мика Джэгера, Ив Сен Лорана и Игги Попа. Первой из серий фотографий, в которой друзья фотографов выступали в роле, моделей называлась Grimaces. В 1978 г.вышел проект Palace era, для которого они выпустили постеры и пригласительные открытки. В 1979 г. они переехали в район Бастилии. Они в первый раз съездили в Индию. Они работали для Тьерри Меглера, и выпускали обложки альбомов.

1982–1985

Проект Адам и Ева в 1982 г. стал поворотной точкой в их работе. Они создали первую серию «Дети на каникулах» на Мальдивах и Шри Ланке. В 1983, прошла первая персональная выставка работ серий «Рай» и «Мальчики Парижа» в Texbraun галерее в Париже. В 1984 г. они выставлялись в «Ateliers 84» в ARC-Musée d’Art Moderne в Париже. Много сотрудничали с музыкантами и певцами (Этьенн Дао, Лио, Аменда Лир, Японские Сандии). 1985: первые видео группы Микадо. Выставка в в Art Ginza Space Токио

1986–1996

Выставка «Потерпевших кораблекрушение» и «Плакальщиц» в 1986 в Galerie Samia Saouma в Париже. Они обращались к теме религии и святых. Они работали вместе с Тома, молодым лаосцем, который 10 лет был их стилистом и ассистентом. В 1989 г. началась их дружба с Марком Алмондом, для которого они сняли видео. С 1990 г. они жили и работали в Пре-Сен-Жерве в пригороде Парижа. Их студия отражала их образ мыслей, коллекционирование было постоянным источником вдохновения. Пьер и Жиль посетили Азию несколько раз. В 1992 г. они выставлялись в музее современного искусства имени Дягилева в Санкт-Петербурге ив 1995 г. в Москве. В 1993 г. они получили парижский гран-при в области фотографии. В 1994 они выпустили серию «На берегу Меконга» в Лаосе, и «Тайские боксеры» в Бангкоке. В 1995 г. они выставлялись в галерее Roslyn Oxley в Сиднее, выпустили постер для фестиваля «Геи&Лесбиянки». Они работали над «Красивыми повесами» и «Наслаждениями леса». В 1996 прошла ретроспективная выставка артистов в Европейском Доме Фотографии в Париже, в рамках которой они создали сценографию, отличавшуюся от выбранных ими тем. Выставка имела большой успех. Каталог был изданный Taschen, включал тексты Бернара Маркаде и Дэна Камерона и стал международным эталоном.

1997–1999

В 1998 г. Museo de Bellas Artes в Валенсии посвятил ретроспективную выставку Пьеру и Жилю. В декабре того же года серия «Мягкое насилие» была первой выставкой, представленной авторами в Galerie Jérôme de Noirmont в Париже. В 1999 г. они участвовали в выставке Rosso Vivo в Padiglione d’Arte Moderna в Милане и также представили ретроспективу своих работ в Turun Taidemuseo, в Турку, Финляндия.

2000

2000 г. был наполнен событиями. Прошла большая выставка «Внешность» в Болонье, потом выставка «Красота» в Авиньоне, на которой они представили инсталляцию «Раджа и Кришна». Их ретроспективная выставка, куратором которой был Дэн Камерон в Новом Музее в Нью-Йорке и в Yerba Buena Center for the Arts в Сан-Франциско, была триумфом авторов в США. Они встретились с Кеннетом Энгером и Джеймсом Бидгудом, с которым они очень близки.

2001–2004

С 9 ноября 2001 г. состоялась вторая персональная выставка Пьера и Жиля «Вырви мое сердце» в Galerie Jérôme de Noirmont, которая потом была выставлена в Кунстхаус в Вене в 2002 г. В конце 2002 г. состоялась публикация книги «Альбом Пьера и Жиля», в которой было собрано больше чем 450 работ авторов.

Ретроспектива «Пьер и Жиль» была организована в Botanique в Брюсселе. Потом выставка «Пьер и Жиль» была представлена в галерее Роберта Миллера с 14 мая по 28 июня 2003 г. В 2004 г Пьер и Жиль представили свою первую ретроспективу в Азии: «Пьер и Жиль — прекрасный дракон» была сначала представлена в музее искусства Сеула (Корея) и потом в музее искусства Сингапура. С 24-го сентября по 18-е ноября была проведена новая персональная выставка в Galerie Jérôme de Noirmont, под названием «Большая любовь».

2005–2007

С 26-го сентября по 15-е ноября прошла большая ретроспективная выставка Пьера и Жиля, приуроченная к открытию музея современного искусства Шанхая (MOCA). Работа «Капитан Немо» выставлялась вовремя La Force de l’Art, курировалась Эриком Тронки. Большая выставка французской артистической сферы, организованная в Grand Palais в Париже прошла с 10-го мая по 25-е июня 2006 г. Персональная выставка в Galerie Jérôme de Noirmont, с 10-го ноября 2006г. по 10-е января 2007 г. В январе Musée d’Orsay пригласил Пьера и, Жиля выставить новую работу, созданную в рамках выставки Correspondances Musée d’Orsay / Art. Ретроспектива Пьера и Жиля в Московском Доме Фотографии в Манеже с марта по май 2007 г., потом в Русском музее в Санкт-Петербурге. Большая ретроспектива с 29-го июня по 23-е сентября в Galerie Nationale du Jeu de Paume в Париже отметит 30 лет совместной жизни и сотрудничества авторов. Будет издан каталог.

При поддержке

Группа компаний «МИАН» HP