Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание: начиная с июля 2016, днем бесплатного посещения в МАММ становится каждый третий вторник месяца, вместо воскресенья. Будем рады видеть вас!

RussianEnglish

Михаил Пришвин
Фотографии и дневники. 1929—1936

Михаил Пришвин.
Беломорканал. 1933.
Из коллекции Государственного литературного музея.
Предоставлено МАММ Михаил Пришвин.
Сплав по Пинеге. 1935.
Из коллекции Государственного литературного музея.
Предоставлено МАММ Михаил Пришвин.
Строительство Уралмаша. 1931.
Из коллекции Государственного литературного музея.
Предоставлено МАММ Михаил Пришвин.
Строительство Уралмаша. 1931.
Из коллекции Государственного литературного музея.
Предоставлено МАММ

Михаил Пришвин. Беломорканал. 1933. Из коллекции Государственного литературного музея. Предоставлено МАММ

Михаил Пришвин. Сплав по Пинеге. 1935. Из коллекции Государственного литературного музея. Предоставлено МАММ

Михаил Пришвин. Строительство Уралмаша. 1931. Из коллекции Государственного литературного музея. Предоставлено МАММ

Михаил Пришвин. Строительство Уралмаша. 1931. Из коллекции Государственного литературного музея. Предоставлено МАММ

Москва, 9.XII.2015—5.II.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Видео

О выставке

Государственный литературный музей и МАММ / Музей «Московский дом фотографии» в Год литературы в России представляют выставку «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929-1936».

Классика русской литературы — Михаила Михайловича Пришвина знают все. О том, что на протяжении 50 лет он непрерывно вел дневник, до последнего времени знали немногие. О том, что более 30 лет Пришвин страстно увлекался фотографией и много размышлял о природе искусства фотографии, не знает практически никто.

В МАММ/МДФ открывается первая большая выставка фотографий Михаила Пришвина. Она сопровождается выдержками из его дневников, большинство из которых до сих пор не публиковались. Экспозиция построена как мультимедийная инсталляция. Дневниковые записи, связанные с каждым разделом выставки, прочтет великолепный актер, заслуженный артист России Сергей Чонишвили. Благодаря органичной интеграции мобильных решений ALCATEL ONETOUCH, посетители смогут получить доступ к интерактивному гиду «ТВОЙ МАММ» и ознакомиться с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное восприятие.

Отдельное место в экспозиции занимают уникальные аудио-записи фрагментов самых известных рассказов и повестей Пришвина в исполнении самого автора, созданные при жизни писателя.

Впервые Михаил Пришвин заинтересовался фотографией во время путешествия на Север в 1906 году и свою изданную после поездки первую книгу «В краю непуганых птиц» (1906) проиллюстрировал собственными фотографиями. Впоследствии он вспоминал, как издатель, рассматривая сделанные снимки, спросил, не живопись ли его основное занятие. Тогда у Пришвина в руках оказался фотоаппарат случайно встреченного во время поездки попутчика. Только в 1925 году он наконец-то купил себе фотокамеру и освоил ее. С той поры фотография постоянно сопутствовала его художественному творчеству.

За три десятилетия занятий фотографией М.М. Пришвиным были сделаны тысячи снимков. Н выставке будут представлены самые яркие его серии: «Когда били колокола», «Уралмашстрой», «Дальний Восток», «Соловки», «Беломорско-Балтийский канал», «Портреты» и др.

26 сентября 1929 года Пришвин писал: «И вот у меня фотографический аппарат. Я применяю его для изображения действительности, в том смысле, как и я сам, художник слова, существую для свидетельства. К моему несовершенному словесному искусству я прибавляю фотографическое изобретательство для создания мало-помалу художественной формы наиболее гибкой для изображения текущего момента жизни... Заядлый охотник 2 сентября 1930 года Михаил Пришвин оставляет в своем дневнике запись: «До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорей бы опять светозарное утро...»

Свои фотографии он не надеялся увидеть напечатанными или показанными при жизни, хотя мечтал об этом. А вот дневники, более 120 тетрадей, он вел только для себя, с риском для жизни, когда любая из его фраз во время сталинского режима, могла стать для автора приговором.

Сегодня общепризнанно, что дневники Михаила Пришвина — один из самых значительных документов русской философской, литературной и общественной мысли ХХ столетия. Дневниковые заметки писателя поражают точностью формулировок, болью и горечью, с которой человек, влюбленный в Россию, наблюдал за происходящими в ней трагическими переменами. Он не только фиксировал происходящее, он предвидел и, увы, точно предвидел близкое и далекое будущее. Пришвин не мог не писать этих строк, не мог дистанцироваться от судьбы своей родины и от судеб конкретных людей, стариков и детей, великих мира сего и тех, кто бесследно исчез в нашей совсем недавней истории первой половины XX века.

В своих дневниках Пришвин признавался, что мечтал бы издавать книги, проиллюстрированные своими собственными фотографиями. Из двух тысяч, оставленных им негативов, даже те двести фотографий, которые будут показаны на выставке — значительный вклад в фотолетопись России.

Дневники и негативы бережно хранила жена писателя — Валерия Дмитриевна Пришвина (1899–1979), которая провела колоссальную работу по расшифровке ста двадцати дневниковых тетрадей, их копированию, изучению и публикации. С 1969 года вместе с В.Д. Пришвиной работу над архивом вела Л.А. Рязанова, именно она стала продолжательницей дела публикации дневников.

После кончины Валерии Дмитриевны в 1979 году, в соответствии с ее завещанием, дом в Дунине, в котором хранились дневники писателя, был передан в дар Министерству культуры РСФСР и с 1980 года стал филиалом Государственного литературного музея. Оригиналы дневников М.М. Пришвина были переданы в Российский государственный архив литературы и искусства (с исключительным правом публикации Л.А. Рязановой).

Отдельное место на выставке, занимает раздел, посвященный природе — главной теме литературного творчества Михаила Пришвина. Именно эти фотографии — одни из самых сильных на выставке, лучшие из них можно сравнить с работами великого Карла Блосфельда или знаменитого русского пикториалиста Василия Улитина.

Когда-то Михаил Пришвин писал: «Если уцелеют мои снимки до тех пор, пока у людей начнется жизнь „для себя“, то мои фото издадут, и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни». Позволить зрителю ощутить пришвинские радость и любовь к жизни несмотря ни на что — в этом видят свою задачу организаторы выставки: Государственный литературный музей и музей «Московский Дом фотографии».

Министерство культуры РФ 	Государственный литературный музей

Стратегический партнер Музея

RENAULT

При поддержке

Alcatel One Touch


Официальный медиапартнер

Афиша

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Русский пионер Foto-Video Диалог Искусств be in

RosPhoto Сlub.foto.ru Артгид My Destination Moscow

The Vanderlust Photographer.ru Сult.mos.ru

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016.