МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
Eng

Лучо Фонтана
Ретроспектива

Лучо Фонтана (1899-1968).
Пространственная концепция. Ожидание.
1961.
Холст, водоэмульсионная краска, разрезы.
Частное собрание.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Фото © Даниэль Молайоли Лучо Фонтана. 
Пространственная концепция. 
1949. 
Холст, бумага, дыры.  
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Лучо Фонтана. 
Портрет Терезиты. 
1940. 
Мозаика. 
Фонд Лучо Фонтаны, Милан.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Лучо Фонтана. 
Пространственная концепция. Рай.
1956. 
Хост, масло, смешанная техника, стекло, дыры.
Частное собрание.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Лучо Фонтана. 
Пространственная концепция. Форма. 
1958. 
Железо. 
Фонд Лучо Фонтаны, Милан.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Лучо Фонтана. 
Пространственная концепция. Маленький театр. 
1965. 
Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево. 
Национальная галерея современного искусства, Рим.
Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Лучо Фонтана. 
Пространственная концепция. Ожидание.
1965.
Холст, водоэмульсионная краска, разрез, лакированное дерево. 
Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто.
©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана (1899-1968). Пространственная концепция. Ожидание. 1961. Холст, водоэмульсионная краска, разрезы. Частное собрание. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Фото © Даниэль Молайоли

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1949. Холст, бумага, дыры. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана. Портрет Терезиты. 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтаны, Милан. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Рай. 1956. Хост, масло, смешанная техника, стекло, дыры. Частное собрание. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Форма. 1958. Железо. Фонд Лучо Фонтаны, Милан. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Маленький театр. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидание. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, разрез, лакированное дерево. Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Москва, 27.11.2019—23.02.2020

до окончания выставки — 72 дня

Поделиться с друзьями




Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны
Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны

Свернуть

О выставке

Лучо Фонтана
Ретроспектива

27 ноября 2019 — 23 февраля 2020

Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны
При поддержке:
Департамента культуры города Москвы
Посольства Италии в России
 Итальянского института культуры в Москве
Культурно-благотворительный фонд U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых
Группы компаний Unident
Банка Интеза Санпаоло
Lavazza
Выставка была бы невозможна без помощи и поддержки членов Попечительского совета МАММ: Андрея Чеглакова и Натальи Опалевой
МАММ благодарит Фонд Лучо Фонтаны, музеи, галереи, институции и частных коллекционеров, предоставивших работы на эту выставку: Национальную галерею современного искусства, Рим; Городскую галерею современного искусства, Турин; Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто; Музей Новеченто, Милан; Галерею Карстена Греве, Санкт-Мориц; Коллекцию Прада; Коллекцию Интеза Санпаоло; Архив Уго Муласа, Милан — Галерею Лиа Румма, Милан/Неаполь, и др. Страховой партнер: АльфаСтрахование
Выставка открыта с 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
По адресу: ул. Остоженка, 16
Часы работы: с 12:00 до 21:00
Выходной: понедельник

Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в Москве представляет ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны. Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине.

Лучо Фонтана родился в 1899 году в Аргентине, в семье выходцев из Италии. Первый художественный опыт получил уже в детстве, когда в возрасте десяти лет начал работать подмастерьем в мастерской своего отца, скульптора Луиджи Фонтаны. В 1929 году он окончил Академию Брера (Милан). Во время Второй мировой войны жил и работал в Аргентине, а в 1947 году вернулся в Италию и опубликовал «Первый манифест спациализма» (Primo Manifesto dello Spazialismo), написанный совместно с критиком Джорджо Кайссерляном, философом Беньямино Йопполо и писательницей Миленой Милани. С этого момента в творчестве художника открывается совершенно новая глава. Лучо Фонтана ставит глобальный вопрос о взаимодействии искусства и науки, научно-технического прогресса и новых пластических средств и форм выражения.

Благодаря работам Лучо Фонтаны в послевоенном итальянском и мировом искусстве произошли тектонические изменения. Когда мы говорим о творчестве этого художника, в памяти в первую очередь всплывают работы из знаменитых серий «Разрезы» (Tagli) и «Дыры» (Buchi). Между тем, творчество Фонтаны — это не просто огромный набор инновационных приемов в использовании бесконечно разнообразных пластических материалов. Это глубокое философское размышление об окружающем нас безграничном универсуме и о том месте, которое в нем занимает стремительно меняющаяся под напором научно-технического прогресса человеческая цивилизация, а также рефлексия над тем, что есть глубинный смысл понятия «свобода».

Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтаны были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами сакрального для мира искусства пространства холста, оказался выходом в космос. И здесь идеи Фонтаны о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году, десять лет спустя после «космических прорывов» Лучо Фонтаны. За освоением космоса Лучо Фонтана будет следить внимательно и страстно. Одну из представленных на выставке в МАММ работ, «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa) 1965 года, художник подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра».

Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста, в сороковые годы Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, его большими стилями и, прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее релевантным страстной эмоциональной природе самого художника. На выставке в МАММ будут представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий (керамика — один из излюбленных материалов Фонтаны). Керамические покрытые цветной глазурью распятия Фонтаны, созданием которых он занимался с 40-х по 60-е годы, раскрывают глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника.

В 1958 году Лучо Фонтана начнет свой самый известный цикл, «Разрезы» (Tagli), над которым будет работать до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появятся легендарные разрезы (tagli), которые станут кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Картина окончательно перестает быть пространством отражения материального мира, превращаясь в форму репрезентации концептуальных идей.

Уже в 1949 году в миланской галерее Навильо (Galleria del Naviglio) Лучо Фонтана представил первую работу из серии «Пространственные среды» (Ambienti spaziali) — «Пространственная среда в черном свете» (Ambiente spaziale a luce nera). Используя современные термины, эту выставку Лучо Фонтаны можно было бы назвать одной из первых тотальных инсталляций. Стратегия предъявления зрителю художественных объектов принципиально заменяется концептом погружения зрителя в тотально преображенную среду, которая открывается ему в активном интерактивном контакте. В этой инсталляции Лучо Фонтана использует прием, столь любимый современными художниками, – применяет флуоресцентные краски, проступающие в «черном» свете, проявляющем их свечение. Свет, который Фонтана открыл в своих дырах и прорезях, здесь становится главным выразительным элементом.

Поиски света приводят Фонтану к работе с неоном, с помощью которого он создавал «Пространственные среды» (Ambienti spaziali). Начиная с 60-х годов неон прочно войдет в художественную практику, его до сих пор использует множество художников.

В последнем, возможно, наиболее продуктивном периоде своего творчества, Лучо Фонтана создаст два новых цикла, работы из которых представлены на выставке в МАММ. Это «Кванты» (Quanta) 1959—1960 годов, представляющие собой многоугольные фрагменты холста, которые могут быть расположены в пространстве в произвольных сочетаниях, а также цикл «Маленькие театры» (Teatrini), который он создает в 1964—1966 годах. В этом цикле он соединяет живописные и скульптурные элементы, создавая новое многослойное пространство. В «Маленьких театрах» прослеживается связь с его предыдущей скульптурной серией «Натура» (Nature), работы из которой также будут представлены на выставке.

В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, VR, дополненная реальность, появление нейронных сетей, а также социальные сети, ставшие реальностью сегодняшнего дня, заставляют нас заново переосмыслить мир, в котором мы живем. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития. Взаимодействием этих двух сфер духовной жизни человечества и занимался Лучо Фонтана — патриарх итальянского искусства XX века, чье творчество было отмечено Гран-при 33-й Венецианской биеннале 1966 года.

Знакомство с работами Лучо Фонтана дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.

Пресс релиз (pdf, 125кБ)

Соорганизатор

FONDAZIONE LUCIO FONTANA

При поддержке

Посольство Италии Итальянский институт культуры в Москве

Генеральный партнер проекта

U-ART

При поддержке

Intesa Sanpaolo Bank Lavazza Группа компаний UNIDENT


АНДРЕЯ ЧЕГЛАКОВА  НАТАЛЬИ ОПАЛЕВОЙ
Mondo Mostre

Страховой партнер музея

Страховая компания «АльфаСтрахование»

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Стратегический информационный партнер

ELLE


Информационные партнеры

Первый канал КультураРФ Crocus TV BURO Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Русский пионер The Vanderlust RosPhoto Photographer.ru Art Узел
The Village



Привелегии для абонентов Tele2