RussianEnglish

Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века

Фрагмент круговой панорамы Санкт-Петербурга. 
1861. 
Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук Мало-Михайловский дворец. Санкт-Петербург. 
1890-е. 
Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук Стрельна. Константиновский дворец. 
1890-е. 
Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук И. Бианки.
Цепной мост у Летнего сада. 
1853. 
Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук Гатчина. Вид на Императорский дворец и пристань-терассу со стороны Белого озера. 
1890-е. 
Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук Парадный выезд «смолянок». 
1890-е. 
Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

Фрагмент круговой панорамы Санкт-Петербурга. 1861. Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

Мало-Михайловский дворец. Санкт-Петербург. 1890-е. Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

Стрельна. Константиновский дворец. 1890-е. Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

И. Бианки. Цепной мост у Летнего сада. 1853. Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

Гатчина. Вид на Императорский дворец и пристань-терассу со стороны Белого озера. 1890-е. Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

Парадный выезд «смолянок». 1890-е. Институт истории материальной культуры Российской Академии Наук

Москва, 14.II.2003—18.III.2003

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Фотографии предоставлены Институтом истории материальной культуры Российской Академии Наук

Фотографии предоставлены Институтом истории материальной культуры Российской Академии Наук

Свернуть

О выставке

Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века

Московский Дом фотографии начинает новую программу «Сезоны Петербургской фотографии в Москве», посвященную 300-летию Санкт-Петербурга, которая открывается выставкой «Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века». Программа, рассчитанная на 2003 год, и состоящая из трех больших выставок, познакомит Москву с неизвестным старым и современным Петербургом.

На выставке «Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века» будет представлено около ста уникальных снимков, выполненных Иваном Бианки, Гуи, Карлом Буллой и др. Прежде всего, это архитектура и интерьеры Санкт-Петербурга — императорские и великокняжеские дворцы: Зимний, Аничков, Мраморный, Шуваловский, Михайловский, а также знаменитые загородные царские резиденции: Павловск, Гатчина, Царское Село, Стрельна, Шувалово, Петергоф. Это малая часть пятидесятитысячного собрания фотографий и негативов по Петербургу, из собрания Института истории материальной культуры Российской Академии наук. Коллекцию составляют материалы, поступившие в разное время на «вечное» хранение в архив из библиотеки Мраморного дворца, дворца-музея графов Шуваловых, Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ), Ленинградского Государственного музейного фонда (ЛГМФ) и других учреждений и частных лиц.

Самая ранняя фотография датирована 1853 годом — это вид Цепного моста у Летнего сада (ныне не существующего), выполненная Иваном Бианки.

Жемчужиной коллекции является круговая панорама Санкт-Петербурга, 1861 года. Впервые и единожды эта панорама была опубликована в 1993 году и никогда прежде не выставлялась.

Уникальная фотопанорама Санкт-Петербурга была сделана в 1861 году с башни Адмиралтейства, и уже более 140 лет оригинал ее, представленный на выставке, существует в единственном экземпляре.

Смонтированная из 13 кадров, панорама образует полосу длиной 4 м 65 см и шириной 37 см. Съемка была начата от Конногвардейского манежа и продолжена вдоль зданий Сената и Синода. Панорама показывает вид Николаевского моста, правого берега Невы от Горного института до Петропавловской крепости, поворачивает к Зимнему дворцу, открывает перспективы Невского проспекта, Гороховой улицы, Вознесенского проспекта и завершается видом Исаакиевского собора. Выдержка при съемке была большой, поэтому все объекты, находившиеся в движении, не зафиксировались либо имеют размытые очертания. При съемке был использован мокрый коллодионный способ, применявшийся в 60-е годы XIX века. Неизвестный фотограф-любитель, скорее всего офицер морского флота, с громоздким оборудованием и всеми необходимыми химикатами поднимался на башню Адмиралтейства и работал там в течение нескольких, скорее всего июльских, дней. После съемки автор преподнес панораму великому князю Константину Николаевичу, в 1855–1883 годах управлявшему флотом и морским ведомством. Панорама хранилась в библиотеке Мраморного дворца.

Для определения года съемки потребовалось изучение многих архивных документов, а также самой панорамы. Исходя из того, что Адмиралтейская набережная на снимке еще не реконструирована, а Дворцовый мост — наплавной, не существуют Румянцевский сад и колокольня при церкви св. Екатерины на Васильевском острове, но уже открыт памятник Николаю I на Исаакиевской площади и купол церкви св. Пантелеймона в строительных лесах, удалось определить время исполнения панорамы — 1861 год.

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.