Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Ксавье Зимбардо - Сакральность цвета

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

Ксавье Зимбардо
Сакральность цвета

Ксавье Зимбардо.
Холи. Сакральность цвета. 
© Xavier Zimbardo Ксавье Зимбардо.
Холи. Могущество живого. 
2007. 
© Xavier Zimbardo Ксавье Зимбардо.
Холи. У истоков непознанного. 
2007. 
© Xavier Zimbardo Ксавье Зимбардо.
Виддхака. Проникновение. 
2007. 
© Xavier Zimbardo Ксавье Зимбардо.
Женщина в желтом. 
1982. 
© Xavier Zimbardo

Ксавье Зимбардо. Холи. Сакральность цвета. © Xavier Zimbardo

Ксавье Зимбардо. Холи. Могущество живого. 2007. © Xavier Zimbardo

Ксавье Зимбардо. Холи. У истоков непознанного. 2007. © Xavier Zimbardo

Ксавье Зимбардо. Виддхака. Проникновение. 2007. © Xavier Zimbardo

Ксавье Зимбардо. Женщина в желтом. 1982. © Xavier Zimbardo

Москва, 5.04.2008—9.05.2008

выставка завершилась

Галерея Искусств Зураба Церетели

Ул. Пречистенка, д. 19 (карта проезда)
время работы: вторник - бесплатное посещение, ср-чт, сб 12:00 - 20:00, пт 12:00 - 22:00, вс 12:00 - 19:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 637-25-69

Поделиться с друзьями

Проект представлен Galerie Albert Benamou, Париж

Проект представлен Galerie Albert Benamou, Париж

Свернуть

О выставке

Ксавье Зимбардо «Сакральность цвета»

С тех пор, как двадцать лет назад Ксавье Зимбардо покинул сферу Слова, где его удерживала профессия преподавателя, и полностью посвятил себя своему призванию создателя изображений, он составил блестящую коллекцию фотографических творений — плод путешествий по мирам и континентам. Его работы не имеют ничего общего с репортажной фотографией — документалистской, анекдотической, живописной или экзотической. Каждая из его фотографий предстает перед нами как явление, возникающее благодаря тому, что в пространство реальности вторгается воображаемое, в нем действуют случайность и экспромты вдохновения.

В каком бы жанре не работал Зимбардо — пейзаже, портрете, бытовой зарисовке — вспышка потустороннего света в его фотографиях заставляет мгновение светиться всеми цветами радуги. Художник не ставит себе целью технически воспроизвести окружающий его мир, он стремится субъективно воссоздать вибрацию, идущую из глубины его глаза до глубин гипоталамуса под действием необычного освещения, передать особенный свет схваченного мгновения. Весь процесс творчества с момента съемки до печати, включая работу над негативом или цифровым изображением, превращается в танец на зрительном нерве. И везде проявляется жажда фотографа погрузить фокус, мысль и либидо объектива в потустороннюю действительность за пределы видимого, приглашая зрителя направить свой взгляд на бродячую душу вещей, живых существ и миров. Вот почему его называют фотографом-шаманом.

В его творческой биографии одно событие имело решающее значение: это его встреча в 1992 году с Индией, а точнее с индийской глубинкой, в Уттар Прадеш, недалеко от Матхуры, где он присутствовал на праздновании Холи. Этот традиционный праздник весны, плодородия и любви, отмечающийся ежегодно под знаком Кришны в полнолуние весеннего равноденствия, собирает в течение нескольких дней и ночей огромные толпы народа, охваченного ритуальным возбуждением, и призван стимулировать жизненные силы общины. Мирча Элиаде, долго живший в Индии, писал: «Праздник Холи сохранял до недавнего времени все атрибуты коллективной оргии, возбуждающей и умножающей до максимума репродуктивные и созидательные силы всей природы. Всякий стыд в тот момент забыт, так как речь идет о вещи более важной, чем приличия и обычаи — о том, чтобы обеспечить непрерывность жизни». И опять здесь эффект-парадокс: для того чтобы получить заряд смысла и жизненной силы, дух должен пройти через мощную разрядку жизненной энергии.

Хотя блеск и исступление плотского разгула, которые еще не так давно имели место при праздновании Холи, сегодня носят скорее символический характер, тем не менее еще и сегодня в этом празднике остро ощущается оргиастический взрыв. В разгар освящения весны и любви толпа священнодействующих окропляет себя водой, окрашенной красными цветами ашоки, водой цвета крови, текущей в наших жилах и орошающей нашу плоть, цвета, символизирующего великую жизненную силу, временными воплощениями которой являются наши тела. Красен и цвет чувств, зовущих к соитию, цвет того физического притяжения тел, которое на время праздника общим рвением освобождается от всех запретов и ограничений повседневности.

Когда Зимбардо вернулся из Уттар Прадеша со своей сказочной серией фотографий Холи, он мне рассказал, как, погруженный в течение нескольких дней и ночей в бьющую через край эйфорию ликующей толпы мужчин и женщин, празднующих самый горячий из своих священных праздников, он познал опыт невероятной силы, потрясший его всего. Это было своего рода инициацией, обрядом перехода, который ему захотелось запечатлеть на пленку. В этой авантюре он потерял несколько килограммов веса и часть своей техники, но приобрел немалую часть того, что составляет самую суть его творческой силы.

Эта необычная, почти алхимическая способность перемещаться с одной плоскости изображения на другую, играть с реальностью как с иллюзией и наоборот, истязать негатив, чтобы освятить позитив, вписывать невидимое в кадр видимого прослеживается, так или иначе, во всем разнообразии тем и предметов, вдохновляющих его на съемку. Фотография служит для него незаменимым способом утоления жажды бытия и становления.

В последнее время Ксавье Зимбардо несколько раз отправлялся в Индию как в паломничество и привозил оттуда новые снимки, схваченные мгновения восторга, которые являются продолжением и мелодическими вариациями его первых видений Холи. И сегодня каждый зритель сможет увидеть, как работает гений видений, стоящий за всеми фотографическими опытами Ксавье Зимбардо.

Жорж Марбек

При поддержке

Посольство Франции в России Французский культурный центра в Москве