RussianEnglish

Ширпотреб. Советский костюм. 1951–1966
Яков Рюмкин, Семен Фридлянд, Исаак Тункель, Борис Кузьмин, Александр Узлян, Евгений Умнов

Борис Кузьмин.
Выбор обновок в Сельском магазине села Хижки Канотлиского района Сумской области. 
1953. 
Из архива журнала «Огонек» Исаак Тункель.
ЗАГС: Киселев Владимир Сергеевич − конструктор Государственного оптического завода и Киселева Людмила Александровна − конструктор Государственного Машиностроительного завода. 
1952.
Из архива журнала «Огонек» Яков Рюмкин.
Василий Афанасьевич Гребешков браковщик Ивановской мануфактуры передает свой опыт молодой браковщице Але Новиковой. Ивановская выходная база. 
1953. 
Из архива журнала «Огонек» Исаак Тункель.
Валентина Оттовна Драгунская с дочерью Татьяной из Забайкалья. Крым. 
1954. 
Из архива журнала «Огонек» Исаак Тункель.
Молодежь на ялтинской набережной. Крым. 
1954. 
Из архива журнала «Огонек» Семен Фридлянд, Александр Узлян.
В ассортиментном кабинете комбината. Молодая художница Ирина Годунова демонстрирует платье из ткани нового рисунка. Комбинат Трехгорная Мануфактура. Москва. 
1959. 
Из архива журнала «Огонек» Евгений Умнов.
Студенты МГУ на фотосессии. Москва. 
1955. 
Из архива журнала «Огонек» Семен Фридлянд.
Люся Ряхина сшила свое первое платье, в окончательной отделке ей помогают подруги Света Дудинская и Нина Смирнова. Ленинградское профессиональное училище №1. Ленинград. 
1958. 
Из архива журнала «Огонек»

Борис Кузьмин. Выбор обновок в Сельском магазине села Хижки Канотлиского района Сумской области. 1953. Из архива журнала «Огонек»

Исаак Тункель. ЗАГС: Киселев Владимир Сергеевич − конструктор Государственного оптического завода и Киселева Людмила Александровна − конструктор Государственного Машиностроительного завода. 1952. Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин. Василий Афанасьевич Гребешков браковщик Ивановской мануфактуры передает свой опыт молодой браковщице Але Новиковой. Ивановская выходная база. 1953. Из архива журнала «Огонек»

Исаак Тункель. Валентина Оттовна Драгунская с дочерью Татьяной из Забайкалья. Крым. 1954. Из архива журнала «Огонек»

Исаак Тункель. Молодежь на ялтинской набережной. Крым. 1954. Из архива журнала «Огонек»

Семен Фридлянд, Александр Узлян. В ассортиментном кабинете комбината. Молодая художница Ирина Годунова демонстрирует платье из ткани нового рисунка. Комбинат Трехгорная Мануфактура. Москва. 1959. Из архива журнала «Огонек»

Евгений Умнов. Студенты МГУ на фотосессии. Москва. 1955. Из архива журнала «Огонек»

Семен Фридлянд. Люся Ряхина сшила свое первое платье, в окончательной отделке ей помогают подруги Света Дудинская и Нина Смирнова. Ленинградское профессиональное училище №1. Ленинград. 1958. Из архива журнала «Огонек»

Москва, 28.III.2009—4.V.2009

выставка завершилась

Галерея Искусств Зураба Церетели

Ул. Пречистенка, д. 19 (карта проезда)
время работы: вторник - бесплатное посещение, ср-чт, сб 12:00 - 20:00, пт 12:00 - 22:00, вс 12:00 - 19:00, выходной день - понедельник.
Телефон: +7 (495) 637-25-69

Поделиться с друзьями

Из архива журнала «Огонёк»

Куратор: Анна Шпакова

Проект представлен музеем «Московский дом фотографии»

Из архива журнала «Огонёк»

Куратор: Анна Шпакова

Проект представлен музеем «Московский дом фотографии»

Свернуть

О выставке

Огонек, 1957, № 14, с.16

«Жить стало лучше, жить стало веселей». Эта сталинская фраза сопровождала homo soveticus с 1935 года; она была произнесена вскоре после отмены продуктовых карточек и символически обозначала конец голодомора. Зловещую окраску этому лозунгу придало то, что он сопровождал эпоху массовых политических репрессий, которая началась вскоре после временной победы над голодом.

В 1948 году жизнь советского человека в очередной раз «cтала веселей». Незадолго до Нового года правительство отменило карточки на продовольственные и промышленные товары. А значит, сукно и сапоги теперь можно было свободно купить в магазине (до этого их продавали по карточкам или на черных рынках). Широкая пропагандистская кампания сопровождала эту операцию по развитию экономики. Мастера советской фотографии принялись снимать полки магазинов, ломящиеся от товаров.

У этой условной свободы были свои границы. В тот же день Совет Министров ввел «нормы продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки», чтобы сбить энтузиазм спекулянтов. И эти «нормы» уже не были хорошей темой для наглядной агитации. Господин Дефицит правил советской торговлей: хороших товаров было мало.

Отмена карточек на промтовары обозначает начало советского общества потребления. Первый этап в его развитии длился чуть более 10 лет, с конца 1947 по середину 1958 года. «Хлопчатобумажные ткани — 6 м; нитки на катушках — 1 катушка; чулки-носки — 2 пары; обувь кожаная, текстильная, резиновая — по 1 паре каждой»: такое заклинание наизусть помнили простые советские женщины пятидесятых. Только в 1958 году были отменены эти нормы продажи «в одни руки». И началась новая эра.

Выставка из архива «Огонька» впервые показывает советскую потребительскую лихорадку середины прошлого века. Она представлена в том виде, в каком ее могли увидеть читатели: на снимках ведущих «огоньковских» авторов и в «модных» вкладках журнала. Все этапы новой потребительской культуры — от производства тканей до «веселой жизни» горожан были тщательно отсняты репортерами по заданию редакции. Конечно, на страницах ведущего еженедельника страны нельзя было ни найти следов потребительской лихорадки (очереди и даже драки из-за дефицита: «хватай, пока дают»), ни увидеть жизни «черного рынка» (спекулянты быстро приспособились к новой ситуации и перешли на новый заграничный товар). Это — официальная картина событий: яркий фасад советской потребительской машины. Машины по производству новых желаний.

«Как из рога изобилия, посыплются сувениры с широко известной 1-й Московской ситценабивной фабрики. Шестьдесят тысяч платков размером 50 на 50 сантиметров с рисунками двадцати видов. Сто тысяч косынок десяти различных расцветок. Миллион сто тысяч платочков-сувениров в ста вариантах. Сто тысяч «комплектов» тридцати вариантов для девушек. «Комплект» — это полуфабрикат, который станет изящной одеждой без помощи портних. На ситцевой ленте отпечатаны восемь секторов-клиньев и один треугольник. Вы сшиваете клинья в «солнце» — и юбка готова. Вы повязываете треугольником голову, и он превращается в гармонирующую с юбкой косынку.

Около десяти московских швейных фабрик приступили к шитью по 86 моделям, предложенным художниками Общесоюзного дома моделей. Это будут платья, выражаясь языком модельеров, «выразительные по силуэту», сочетающие в себе «декоративность», «жизнерадостность» и вместе с тем доступные по цене».

В. Полынин. К фестивалю!

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.