Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | С глазу на глаз. Истории стереофотографии

С глазу на глаз. Истории стереофотографии

Томашкевич И. Р.
На столбах близ Красноярска.
Красноярский край.
1890-е.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Захар Виноградов.
Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье».
Деревья, залитые весенним разливом Волги.
1913.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Захар Виноградов.
Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье».
Песчаные отмели ниже Васильсурска.
1913.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Захар Виноградов.
Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье».
Пугало на бакше.
Саратовская губерния.
1913.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Издательство «Ундервуд и Ундервуд».
Неизвестный автор.
Вид на фонтан.
Россия. Конец XIX - начало XX века.
Альбуминовый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Издательство «Акционерная компания Аристофот», Тауха.
Роща.
Германия, конец XIX - начало XX века.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Neue Photographische Gesellschaft A.-G., Steglitz-Berlin.
Кавказ. Пятигорск. Парк.
1906.
Серебряно-желатиновый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Живая картина. Девочки у ширмы. Конец XIX - начало XX века.
Раскрашенный альбуминовый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Сцена из спектакля «Дедушкин сон».
Конец XIX - начало XX века.
Раскрашенный альбуминовый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Издательство «Ундервуд и Ундервуд».
Серия «Начальный курс географии».
США.
Ниагарский водопад.
1900-е.
Альбуминовый отпечаток.
Собрание МАММ Неизвестный автор.
Издательство «Ундервуд и Ундервуд».
Серия «Начальный курс географии».
Вид кратера Асо Сана через cернистые пары.
Япония.
1900-е.
Альбуминовый отпечаток.
Собрание МАММ

Томашкевич И. Р. На столбах близ Красноярска. Красноярский край. 1890-е. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Деревья, залитые весенним разливом Волги. 1913. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Песчаные отмели ниже Васильсурска. 1913. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Пугало на бакше. Саратовская губерния. 1913. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». "Золотой осений день тихо исчезает в тиши и солнечных лучах". Япония. 1896. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Вид на фонтан. Россия. Конец XIX - начало XX века. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Издательство «Акционерная компания Аристофот», Тауха. Роща. Германия, конец XIX - начало XX века. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Neue Photographische Gesellschaft A.-G., Steglitz-Berlin. Кавказ. Пятигорск. Парк. 1906. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Живая картина. Девочки у ширмы. Конец XIX - начало XX века. Раскрашенный альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Сцена из спектакля «Дедушкин сон». Конец XIX - начало XX века. Раскрашенный альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». Серия «Начальный курс географии». США. Ниагарский водопад. 1900-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». Серия «Начальный курс географии». Вид кратера Асо Сана через cернистые пары. Япония. 1900-е. Альбуминовый отпечаток. Собрание МАММ

Москва, 27.06.2013—8.09.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Ольга Аннанурова

Куратор: Ольга Аннанурова

Свернуть

Видео

 

© Яков Халип © Яков Халип © Яков Халип © Яков Халип © Яков Халип © Яков Халип © Яков Халип Ольга Свиблова и Ольга Аннанурова. © Яков Халип Юрий Аввакумов, Екатерина Иноземцева и Ольга Аннанурова. © Яков Халип

О выставке

Сегодня трехмерное изображение прочно вошло в жизнь современного человека: мы ходим в 3D кинотеатры, покупаем журналы с трехмерными картинками внутри, используем отдельные приемы в полиграфическом и web-дизайне, полагая стереоизображение чуть ли не новейшим технологическим достижением. Однако его история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал зрителей начиная с 30-х годов XIX века. Выставка «С глазу на глаз», подготовленная Мультимедиа Арт Музеем, Москва при участии Политехнического музея рассказывает разные истории стереофотографии, предлагая современному зрителю самостоятельно восстановить последовательность событий и увидеть, что один из самых массовых видов досуга XIX века может быть интересен и современному искушенному взгляду.

Несмотря на развитие технологий, главный принцип создания объемного кадра остался прежним: необходимо сделать два снимка одного сюжета (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сольются в одно объемное изображение. Сильнее изменился способ просмотра стереофотографии: экран и специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как, глядя в стереоскоп, зритель XIX века оставался один на один с изображением.

Будучи невероятно популярной, стереофотография совершенно не претендовала на статус произведения искусства. Одна из особенностей стереоскопических видов состоит в том, что автор изображений чаще всего остается неизвестен. Ключевая роль принадлежит не фотографу, а компании, выпускающей стереографические карточки: «Ундервуд и Ундервуд» в США, Великобритании, Японии, Канаде; акционерное общество «Гранберг» в Швеции; стереографическое издательство «Свет» в России и т.д. Изготовление и выпуск большим тиражом стереоскопических видов, специальных наборов, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом, было хорошим бизнесом.

Став коммерчески успешным делом, ранняя стереофотография служила на первый взгляд противоположным целям. С одной стороны она оказалась включена в сферу научного знания: медицина, география, астрономия и другие науки получили возможность использовать новый тип изображения в качестве наглядного пособия. Стереофотография словно усиливала реальность, и все предметы оказались доступны для «ощупывания» глазом. То, что до этого представлялось абстрактно (например, соответствие лунных фаз и приливов/отливов) приобретало более чем конкретные формы, которые можно было наблюдать в стереоскопе. Вместе с тем, особенно популярны стали стереоскопические снимки, сделанные в разных уголках планеты (Япония, Китай, Канада и т.д.), которые в середине и конце XIX века для большинства европейцев оставались абстракцией не меньше, чем фазы луны и биологические процессы. Наборы стереофотографий из экзотических стран подменяли реальное утомительное путешествие, а зритель мог получить исчерпывающее впечатление не только о природе и ландшафтах, но и о людях, населявших, например, остров Хоккайдо. Объемное изображение как будто восполняло недостаток мобильности человека XIX века, который замер в ожидании революционных изменений, достигаемости и доступности мира. Стереофотография стала незаменимым средством в попытке описать и упорядочить, каталогизировать окружающий мир, к чему во многом стремилась наука XIX столетия. В этом смысле характерна серия стереофотографий российского фотографа Захара Виноградова, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, откуда привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереокамеру.

С другой стороны, стереоскоп стал неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных и выполнял функцию чистого развлечения. Просмотр и создание стереофотографий стал благородным видом домашнего досуга, когда члены семьи и друзья собирались, чтобы совершить путешествие на другой конец света или поучаствовать в создании так называемых «живых картин», театрализованных сценок на популярный литературный или исторический сюжет, которые снимались на домашний стереофотоаппарат и затем рассматривались к удовольствию всех участников. Однако не всегда стереофотография оказывалась средством исключительно благородного досуга: в середине XIX века особенное распространение получили эротические и даже порнографические карточки, рассматривание которых в силу той же «натуралистичности» изображения оказывалось в числе чувственных удовольствий совсем другого порядка.

К началу XX века стереофотография, достигнув наивысшей популярности, постепенно начинает уступать место новым типам изображения. Она отходит на второй план, оставляя зрителям особый опыт восприятия, который связан с просмотром объемного изображения. Сегодня иллюзия легкости перехода в другой мир, одновременно пугающий и привлекательный, снова завораживает зрителей. В свою очередь объем, наложение изображений, длительность просмотра и изменение фокуса внимания, все эти эффекты, так или иначе берущие начало в стереофотографии давно стали приемами, используемыми современными художниками. Стереоскопическое изображение, изначально далекое от эстетических притязаний, присваивается искусством как метод, приобретая новые значения.

В сотрудничестве с

Политехнический музей
 

Стратегический партнер Музея

Билайн 27.08.2012

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Courrier de Russie Winzavod art review Foto.ru 13.03.12 be in Foto-Video Диалог Искусств Арт-Гид