RussianEnglish

Вальдемар Маттис-Тойч
Искусство света

Вальдемар Маттис-Тойч.
Вечеринка.
2002.
Голограмма.
Собрание автора Вальдемар Маттис-Тойч.
Небольшое Солнце и Луна.
1999.
H.O.E. голограмма, oргстекло. 
Собрание автора Вальдемар Маттис-Тойч.
Маленькая Луна.
2001.
H.O.E. голограмма, cтекло. 
Собрание автора Вальдемар Маттис-Тойч.
Эхо.
2008-2009.
Рефлексивная голограмма, оргстекло
Собрание автора Вальдемар Маттис-Тойч.
Dot-Matrix 09.
2003.
Радужная голограмма, оргстекло. 
Собрание автора

Вальдемар Маттис-Тойч. Вечеринка. 2002. Голограмма. Собрание автора

Вальдемар Маттис-Тойч. Небольшое Солнце и Луна. 1999. H.O.E. голограмма, oргстекло. Собрание автора

Вальдемар Маттис-Тойч. Маленькая Луна. 2001. H.O.E. голограмма, cтекло. Собрание автора

Вальдемар Маттис-Тойч. Эхо. 2008-2009. Рефлексивная голограмма, оргстекло Собрание автора

Вальдемар Маттис-Тойч. Dot-Matrix 09. 2003. Радужная голограмма, оргстекло. Собрание автора

Москва, 21.XII.2012—16.I.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

На выставке в Мультимедиа Арт Музее будет представлено 12 настенных и пространственных работ Маттиса-Тойча, выполненных в технике голографии, — «Маленькая Луна», «Вечеринка», «Дот-Матрикс», «Три Эхо», «Beat», «Elice I» и «Elice II» и другие.

На выставке в Мультимедиа Арт Музее будет представлено 12 настенных и пространственных работ Маттиса-Тойча, выполненных в технике голографии, — «Маленькая Луна», «Вечеринка», «Дот-Матрикс», «Три Эхо», «Beat», «Elice I» и «Elice II» и другие.

Свернуть

Фото с вернисажа

О выставке

Персональной выставкой художника Вальдемара Маттис-Тойча МАММ открывает программу трехлетнего сотрудничества с Венгерским Культурным Центром, в рамках которой планируется проведение выставок знаменитых фотографов и художников венгерского происхождения — Роберта Капы, Андре Кертеша, Ласло Мохой-Надя и других.

Вальдемар Маттис-Тойч (р. 1950) — известный венгерский художник, выходец из одной из самых известных артистических династий Венгрии (его дедом был Янош Маттис-Тойч (1884-1960), знаменитый художник-модернист, скульптор и график).

В ХХ веке диапазон средств, которые может использовать художник для создания произведения, многократно расширился. Венгерский художник Вальдемар Маттис-Тойч освоил за годы многолетней работы различные традиционные медиа: живопись, графику, скульптуру. Он ловко экспериментировал с формой, пройдя все этапы увлечения абстрактным и концептуальным искусством. И в поисках максимально «объективного» средства обратился, в конце концов, к голографии — методу, впервые предложенному венгерским ученым Дэннисом Габором в 1947 (за это изобретение он получил Нобелевскую премию по физике в 1971 году).

Маттис-Тойч работает с неуловимым, едва ли постижимым для человеческого разума материалом — фотонами, световыми квантами, создавая световые скульптуры. Свет (точнее электромагнитная волна) становится для Маттиса-Тойча главным изобразительным средством: он играет с ним, укрощает его, и зритель видит трехмерные контуры реальных вещей. При помощи голографии художник превращает световые фантазии и данный нам только в ощущениях свет в полноценные световые пространства, а мимолетно проскользнувшие в сознании образы он закрепляет в статичной скульптурной форме, которую нельзя осязать, но можно разглядеть со всех сторон. Маттис-Тойч с каждой скульптурой словно выигрывает у вечности очередную партию, являя нам невидимое, умудряясь приручить самое быстрое, что есть в мире — свет, и открыть его красоту в статике объекта.

Предтечей голографии было кинетическое искусство, появившееся в середине ХХ века и декларировавшее поиск новых средств и материалов. Это, в свою очередь, продолжение и развитие конструктивистской идеи об использовании художником технологичных и промышленных материалов. Современное искусство часто использует достижения науки, и работы художников нередко напоминают экспериментальные разработки ученых. Так и лазер, который сначала казался узкопрофильным достижением физики, сегодня стал одним из художественных методов.

До 1995 года Вальдемар Маттис-Тойч занимался традиционной живописью, но затем сменил кисть на лазерный луч, окончил курсы по голографии и уже через год открыл собственную голографическую лабораторию. В 1999 году художник сделал первую цифровую голограмму. Персональные выставки проходили в Нью-Йорке (1990-1991), Будапеште (2000), Баденвайлере (2001), Дьёре (2001), Бухаресте.

Голография (от др.-греч. ὅλος — полный + γραφή — пишу) — метод, который позволяет создавать трехмерные объекты на основе таких явлений, как интерференция, дифракция с использованием записи интенсивности света и подходящего освещения при записи изображения.

Понятие голографии гораздо шире, нежели представляют многие люди. Запись и восстановление трехмерных изображений — лишь ее малая часть. Голографические оптические элементы (HOE) могут выполнять функцию зеркал, линз, голографической решетки или их комбинаций, и применяются во многих технических устройствах.

Метод голографии был изобретен венгерским физиком Денешем Габором (Деннис Габор). Впоследствие в 1971 году «за изобретение и развитие голографического метода» Денеш Габор был удостоен Нобелевской премии по физике.

Практическое и коммерческое развитие голография получила после изобретения лазера. Первые 3D голограммы были созданы в 1962 году советским исследователем Юрием Денисюком и американскими физиками Эмметтом Лейтом и Юрисом Упатниексем из Мичиганского Технологического Института.

Существует множество типов голограмм и много способов их классификации. Нас интересует два типа — рефлексные (reflection) и трансмиссионные (transmission) голограммы.

При восстановлении трансмиссионных, пропускающих, или голограмм Лейта-Упатниекса, названных по имени их изобретателей, свет пропускают через фотопластинку, хотя на практике некоторая часть света от неё отражается и также создаёт изображение, видимое с противоположной стороны.

«Радужная» голограмма представляет собой усовершенствованную пропускающую голограмму, видимую в обычном белом свете. Причем, при перемещении наблюдателя, изображение меняет свой цвет, переливаясь всеми цветами радуги. Отсюда и название — «радужная». Данный вид голограммы получил наибольшее распространение вследствие дешивизны и простоты изготовления. Именно такие голограммы можно увидеть на аудио- и видео- кассетах, бланках документов, кредитных картах, упаковках товаров и т.д.

Другой тип голограммы — рефлексная, отражательная, или голограмма Денисюка — восстанавливает изображение, отражая белый свет. Этот тип голограмм обладает непревзойденными художественными качествами, их успешно используют для демонстрации изображений уникальных объектов и музейных ценностей.

Можно сделать множество голограмм на стыке пропускающей и отражательной типов, например, тисненые голограммы. В частности, орел на карте Visa представляет собой образец данного типа голограммы.

Вальдемар Маттис-Тойч родился 20 мая 1950 года в Румынии в трансильванском городе Сфынту-Георге в семье художников Маттис-Тойч (Mattis-Teutsch), широко известных в немецких, венгерских и румынских культурных кругах.

В 1975 году окончил художественный факультет Института изящных искусств имени Николае Григореску в Бухаресте. В 1988 году выиграл Международный конкурс акварели «Sinaide Ghi» в Риме. В 1993 году прошел обучение на частных курсах по основам голографии под руководством Урса Фриеза в Базеле (Швейцария). В 1996 году открыл частную лабораторию художественной голограммы в Брашове. В 2003 году получил премию Фонда «Shearwarer foundation» за голографию.

Имя Вальдемара Маттис-Тойча упоминается в книге Дитера Юнга «Holographic Network».

Персональные выставки голографических работ Маттис-Тойча:
2000 Баденвайлер (Германия), Галерея «Dr. Luise Krohn»
2000 Будапешт, Галерея «MissionArt»
2001 Бухарест, Центр современного искусства «Centru de Arta Contemporana»
2001 Дьёр (Венгрия), Синагога
2002 Дьёр (Венгрия), Музей Яноша Ксантуса
2002 Темешвар (Румыния), «Fundatia Interart Triade»
2007 Брашов (Румыния), «Muzeul de Arta»
2010 Веспрем (Венгрия), Галерея «Dubniczay-palota Várgaléria»
2012 Калоча (Венгрия), Музей Николя Шеффера

Групповые выставки, на которых были выставлены голографические работы Маттис-Тойча
2003 Тапиола (Финляндия), Галерея «Aarni»
2003, 2006 Эгер (Венгрия), «International Kepes Society»
2005, 2012 Сфынту-Георге (Румыния), Областная картинная галерея
2005 Эгер (Венгрия), Церковь «Trinitatus»
2005 Хельсинки, Галерея «U»
2005 Брашов (Румыния), «Muzeul de Arta»
2006 Париж, Парижский Венгерский Институт
2007 Берацхаузен (Германия), «Zehentstadel»
2007- 2008 Будапешт, Галерея «A 22 Galéria»
2007 Кошице (Словакия), Галерея «Vychodoslovenska»
2007 Роттердам (Нидерланды), «Villa Photon/ Sonneveld»
2010 Лондон, «London Kinetica Art Fair»
2010 Печ (Венгрия), Дом искусств и литературы
2011 Будапешт, Галерея «NoMade»
2012 Эгер (Венгрия), Институт Кепеша
2012 Будапешт, Музей Вазарели

В сотрудничестве с

Гедеон Рихтер Институт Балашши
 

При поддержке

Новатэк

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Foto-Video be in Москва 24 Foto.ru Диалог Искусств Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.