Иржи Крженек. Из серии «Гипермаркет в Праге». 2000. Собственность автора
Иржи Крженек. Из серии «Гипермаркет в Праге». 2000. Собственность автора
Иржи Крженек. Из серии «Гипермаркет в Праге». 2000. Собственность автора
Вацлав Подестат. Из серии «Люди», Барселона. 2002. Собственность автора
Вацлав Подестат. Из серии «Люди», Берлин. 1995. Собственность автора
выставка завершилась
ул. Тверская, д.21
Tweet |
Виктор Коларж продолжил развитие общих тем в работах из Остравы, центра чешской тяжелой промышленности, где традиционно рабочий и шахтерский образ жизни начинал поражаться микробом глобального потребительства, а последствия экономических реформ, особенно в среде безработных, становились все более очевидными. Антонин Кратохвил, живущий ныне в Нью-Йорке, получил международное признание благодаря фотографиям из восточной и центральной Европы периода великих преобразований. В его альбоме 1997 года «Разбитые мечты» есть необычайно экспрессивные портреты знаменитостей и исключительные, визуально эффектные фотографии участников чудовищных конфликтов в различных частях мира.
Индржих Штрейт, продолжая свои поиски красоты, нежности, любви и дружбы в современных деревнях Великобритании, России и Японии, тем не менее, обращается и к городской теме (фотографии города Лориан во Франции). Для Даны Киндровой, фиксировавшей жизнь как при тоталитарном режиме, так и в период преобразований (вывод советских войск, лагеря беженцев и православные монастыри), основной темой стала жизнь женщин в различных уголках нынешней Европы со времен перемен ноября-декабря 1989 г. Ярослав Барта, посвятивший себя издательской, а в недавнее время и преподавательской деятельности, выступает в качестве хрониста социальных трансформаций, произошедших в жизни чешской деревни и города.
Вместе со своими коллегами Даниэла Хорничкова, Зденек Хелферт и покойный Иван Люттерер в 1999 г. издали книгу «Конец века в Чехии: перемены в Богемских землях,
Многие документалисты младшего поколения предпочитают более субъективный подход к реальности, используя в своем творчестве визуальные метафоры и символы. Так, Вацлав Подестат, в масштабной серии «Люди» подчеркивает фантастически двусмысленные и таинственные качества и свойства, соотнося визуальные символы и метафоры с межличностными отношениями и общечеловеческими ценностями. Визуально сглаженные фотографии Эвжена Собека из альбома «Се человек», апеллируя к общезначимому, поддаются самой широкой интерпретации, в то время как фотографии Томаша Поспеха из тюрьмы в Яблонеце над Нисой, помимо субъективной стороны, имеют и удручающие конкретно социологические аспекты. Эти качества столь же присущи экспрессивным фотографиям Иржи Крженека, изображающим гипермаркеты пражских пригородов, где яркие зеленые огни подчеркивают гротескный характер мира, в котором потребительство сводит на нет человеческие эмоции и отношения. Творческое использование цвета играет все большую роль в работах молодых фотографов, недавних выпускников чешской школы фотографии. Это особенно заметно на многозначных фотографиях Штепанки Стейновой и Салима Иссы, изображающих людей в Карлине, пражском квартале, наиболее пострадавшем от наводнения августа 2002 г., в панорамных фотографиях городских пейзажей Яна Динтеры, в которых контраст ярких цветов и глубоких теней усиливает визуальную метафору; в фотографиях деперсонализированной среды Яна Бартоша, максимально обыгрывающих контрапункт холодных и теплых тонов; фотопортреты людей на пражских дискотеках работы Томаша Тржештика, с полным откровением отражающие типичные черты космополитического образа жизни значительной части городской молодежи или цикл «Обратное зеркало», созданный Маркетой Кинтеровой, который противопоставляет действительность ее отражению.
Хотя выставка «Город в современной чешской документальной фотографии» представляет лишь часть наиболее важных тенденций в работах видных фотографов, она ясно показывает, что документ, отошедший на второй план под давлением художественной фотографии в
Владимир Биргус