MULTIMEDIA ART MUSEUM, MOSCOW
MUSEUM "MOSCOW HOUSE OF PHOTOGRAPHY"
Ru

Yuri Rost
Two Walks with Kabakov

Moscow, 17.09.2013—6.10.2013

exhibition is over

Share with friends

Opening day photos

Yuri Rost Yuri Rost Yuri Rost and Olga Sviblova Bernd Runge and Aliona Doletskaya Zurab Tsereteli Mark Garber Andrey and Irina Uspensky Marat Gelman and Svetlana Konegen Veronika Borovik-Hilchevskaya Iveta and Tamaz Manasherov Alexander and Marina Dobrovinskiy Anton Belov Vasiliy Tsereteli and Kira Sacarello Nick Ilyin, Alexander Ponomarev and Pavel Lungin Ольга Свиблова и Гриша Брускин

For mass-media

Ilya Kabakov is a witness of how we lived. It would be hard to believe that now (when much has changed), if we hadn’t gone on living just the same as before. Communal living, with garbage.

Some twenty-five years ago Kabakov sat in an attic studio in the Rossiya Insurance Company building, working from morning to night, dry-frying his ‘Mikoyan’ cutlets that consisted almost entirely of breadcrumbs (seven kopecks apiece) and occasionally venturing out for exhibitions, to look at works by fellow artists and comment ‘Excellent, excellent!’ — not as an appreciation but on the contrary, so he didn’t have to appreciate, discuss or dispute. He lived the internal life of a remarkably talented Akaky Akakievich, who found happiness not only in writing words, but in creating them. As if for himself alone. In fact (and who knows what’s really there) he was aware of his ability to create through a masterly distortion of scale a new, specifically Kabakovian metaphorical reality from the everyday, the unnecessary and incidental.

He lived in a country where day-to-day living supplanted conscious existence, survival supplanted life, elections supplanted choice, and happiness was a category dependent on age. ‘How young we were then...’ Meaning, how happy we were.

Ilya had no exhibitions or catalogues, but his art definitely belonged to the people. In any case, the words and phrases that were an essential part of his conceptual albums, objects, pictures and installations were understood by and familiar to the general population, for with extraordinary insight Kabakov took and strung out (sometimes literally, on threads) the banalities our citizens uttered in ordinary conversation. Understandable, familiar, but the meaning Kabakov instilled in them was outside the boundaries set for art by our socialist homeland and its multitudinous inhabitants.

He himself was outside the boundaries. A rabbit-skin hat, cheap Skorokhod-factory boots and a sweater in winter; sandals and viscose shirt in summer; soup, chopped beefsteak with mashed potatoes, compote... ‘Excellent, excellent!’ But his ambition and passion were equal to his talent.

He devised and planned projects unprecedented in the world of installations. Kabakov’s world was composed of spaces filled with irony and empathy for the degraded and emasculated Soviet man. He enriched the universal art space with his own world transported from the Soviet Union.

Today Ilya Kabakov is the most celebrated Russian artist of the modern age. Among the world’s most famous artists. He has acquired everything he planned and everything he deserved: opportunity; fame; a wife and fellow artist, Emilia Kabakov. (I was about to write ‘and freedom, too’, but thought better of it. Ilya was cautiously free in Moscow, not entirely free in New York.) He works in the same way as before — from dawn to dusk. The sweater, the boots, kind eyes narrowed in irony. Only now he smiles and says ‘Great!’ instead of ‘Excellent, excellent!’

And his achievement is undoubtedly great: an exhibition at the Hermitage, thick monograph catalogues of his famous installations. ‘The Red Wagon’ (Düsseldorf) — an artistic realisation of the country’s communist cycle. ‘The Red Pavilion’ (Venice), ‘The Ship’ (Lyon), ‘Graffiti on the Wall’ (project for the Reichstag), ‘Vertical Opera’ (for the Guggenheim Museum in New York), ‘The Red Corner, ‘The Big Archive’, ‘The Toilet’, ‘Concentration in the Closet’, ‘The Man Who Flew into His Picture’, ‘The Man Who Collects the Opinion of Others’, ‘The Flies’, ‘The Hospital’, ‘My Mother’s Album’, ‘The Empty Museum’, ‘The Centre of Cosmic Energy’, ‘The Communal Kitchen’...

‘...You can’t argue with everyone here, you’re no cleverer than anyone else here...’
‘...I wouldn’t argue, I’d just get a bucket and carry it outside... Just look what they’ve thrown there. Look, look.’
He has produced so much (I only counted a fraction of it)!
‘Ilya, my dear friend, what installations, all around us! Remember how we walked from my house on Chistiye Prudy to your studio on Sretensky Boulevard? And how twenty-five years later we took another stroll, now across Long Island, America, from your studio to your home (incidentally, in one and the same place), where Emilia had dinner ready for us. Great, wasn’t it?’
‘No.’
‘No?’
‘It was very good, Yuri.’
‘Excellent, excellent!’

Yuri Rost

This exhibition conceived and produced by my dear and longstanding friend Yuri Rost presents photographs taken over the two days we spent walking and talking from early morning to late evening. A vast distance of time and space separates these two days.

The first day was our Moscow walk in the summer of 1986, starting from Yuri’s house at the end of Chistoprudny Boulevard, where we drank tea from a samovar on his balcony surrounded by green June trees, and ending at the beginning of Sretensky Boulevard, at the threshold of the house where I had a studio.

As we walked we stopped every few minutes, for this route is essentially an encyclopaedia of artistic life from the late 19th to early 20th centuries: the VKhUTEMAS (Higher Art and Technical Workshops) courtyard and building (I unexpectedly became a student there in 1951), where Rodchenko, Pasternak’s father (and Pasternak himself), Kruchenykh and many others lived and taught... By the pond stands the Sovremennik Theatre, formerly the Colosseum Cinema, and we wandered between them, stopping by every house to reminisce about all those connected in one way or another with the golden age of Russian culture and with the present. We turned into the courtyards of buildings where E. Bulatov and O. Vasiliev had their workshops on an upper floor...

It was like a return to the 80s, when we thought nothing could change and we would always stay tied to this place, like the old mail boxes hanging in my entryway, covered in peeling blue paint, like the bust of Lenin in the VKhUTEMAS courtyard that was ‘renovated’ with a new coat of white paint before each public holiday.

Everyone living in this country thought as we did, but suddenly it all changed and what had seemed eternal vanished in an instant.

Now Yuri and I are on the other side of the world, and instead of me drinking tea on his balcony he is sitting here with Emilia and me, at our house in Long Island, and again we drink morning tea and go for a stroll. But here there is nothing to reminisce about (compared with all the memories on Chistoprudny and Sretensky Boulevards). Neat, modestly-sized American houses line the road, the bay stretches nearby and we no longer discuss the past, but the present situation in the art world, exhibitions, installations, the position of the artist here in the West...

Although the basic motif, the main subject of our conversation is what people who have come from one culture and find themselves in another actually feel, whether they can find a place in this new culture and if the new audience will understand the meaning and context they brought with them and from which they cannot part without losing their identity...

The immeasurable significance of this exhibition for me, for Emilia and myself, apart from the outstanding artistry of the photography, is the imprint of both periods in time recorded in these ‘time pictures’. Each and every viewer can perceive the basic ‘resonance’ of this atmosphere, the aura of life that my old and dear friend Yuri Rost was able to see and convey in these black-and-white images.

Ilya Kabakov

With the support of

Rosbank 15.03

General information partner

TimeOut

Information partners

1st Channel RBC daily Fashion Collection Kommersnat FM The Art Newspaper Russia Courrier de Russie Winzavod art review Foto.ru be in Foto-Video DI Арт-Гид 13.03.12

RussianEnglish

Юрий Рост
Две прогулки с Кабаковым

Юрий Рост.
Из серии «Прогулка по Чистым прудам». 1987.
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулка по Чистым прудам». 1987.
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора Юрий Рост.
Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. 
Цифровая печать.
Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулка по Чистым прудам». 1987. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулка по Чистым прудам». 1987. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Юрий Рост. Из серии «Прогулки по Лонг-Айленду». 2011-2013. Цифровая печать. Из собрания автора

Москва, 17.IX.2013—6.X.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Фото с вернисажа

Юрий Рост Юрий Рост Юрий Рост и Ольга Свиблова Бернд Рунге и Алена Долецкая Зураб Церетели Марк Гарбер Андрей и Ирина Успенские Марат Гельман и Светлана Конеген Вероника Боровик-Хильчевская Ивета и Тамаз Манашеровы Александр и Марина Добровинские Антон Белов Василий Церетели и Кира Сакарелло Ник Ильин, Александр Пономарев и Павел Лунгин Ольга Свиблова и Гриша Брускин

О выставке

Илья Кабаков — свидетель того, что мы жили. В это трудно поверить сейчас (когда многое изменилось), если бы мы не продолжали жить так же. Мусорно и коммунально.

Лет двадцать пять назад Кабаков сидел в мастерской на чердаке дома страхового общества «Россия», работал с утра до ночи, жарил на воде «микояновские» котлеты (по семь копеек), почти полностью состоявшие из сухарей, и изредка выходил на выставки посмотреть работы коллег и сказать: «Прекрасно, прекрасно!» — не для того, чтобы оценить, а, наоборот, чтобы не оценивать, не обсуждать и не спорить. Он жил внутри себя жизнью необыкновенно талантливого Акакия Акакиевича, находившего счастье не только в написании слов, но в их создании. Словно бы для себя самого. На самом деле (кто, правда, ведает, что там на самом деле) он знал свой дар гениально искривлять масштаб и из обыденного, необязательного и случайного создавать новую особенную кабаковскую метафорическую реальность. Он жил в стране, где быт вытеснил бытие, выживание — жизнь, выборы — выбор, а счастье было возрастной категорией. «Как молоды мы были...». То есть как мы были счастливы.

Выставок и каталогов у Ильи не было, хотя его искусство вот уж точно принадлежало народу. Во всяком случае, слова и фразы, являющиеся существенной частью концептуальных альбомов, объектов, картин, инсталляций, были понятны и знакомы населению, поскольку Кабаков с необыкновенным чутьем поднимал и нанизывал (порой буквально — на нитки) то, что обронили в разговорах банальные наши жители. Понятны, знакомы, но смысл, которым их наполнял Кабаков, был за гранью, которую определило искусству социалистическое отечество и его многочисленные обитатели.

Он и сам был за гранью. Заячья шапка, скороходовские ботинки, свитерок, если зима; сандалии и вискозная рубашка, если лето; суп, бифштекс рубленый с пюре, компот... «Прекрасно, прекрасно!».

Но тщеславие и страсть — под стать таланту.
Он придумывал и проектировал проекты невиданных в мире инсталляций. Пространства, полные иронии и сочувствия к униженным и оскопленным совкам, составляли мир Кабакова. Он увез свой мир из Советского Союза и обогатил им мировое художественное пространство.

Сегодня Илья Кабаков — самый известный русский художник современности. Вообще один из самых известных в мире. Он получил то, к чему готовился и чего заслуживал: возможности, славу и жену-соратницу, Эмилию Кабакову. (Хотел написать «еще свободу», но передумал. Илья и в Москве был осторожно свободен, и в Нью-Йорке не вполне.) Как работал, так и работает — от зари до зари. Свитерок, башмачки, добродушно-ироничные глаза-щелочки. Только теперь он вместо «прекрасно, прекрасно!» говорит, улыбаясь: «Потрясающе».

Правда — потрясающе: выставка в Эрмитаже, толстенные каталоги-монографии со знаменитыми инсталляциями. «Красный вагон» (Дюссельдорф) — художественное осознание коммунистического цикла страны. «Красный павильон» (Венеция), «Корабль» (Лион), «Надписи на стенах» (проект для Рейхстага), «Вертикальная опера» (для музея Гуггенхайма в Нью-Йорке), «Красный уголок», «Большой архив», «Туалет», «Сосредоточенность в шкафу», «Человек, который улетел в картину», «Человек, который собирал мнения других», «Мухи», «Больничный корпус», «Альбом моей матери», «Пустой музей», «Центр космической энергии», «Коммунальная кухня»...

— ...А вы не спорьте здесь со всеми, вы не умнее здесь всех...
— ...А я бы и не спорила, взяла бы ведро и вынесла... А вы посмотрите, что туда накидали. Посмотрите, посмотрите".
Сколько же он успел (я ведь перечислил малую толику)!
— Какие вокруг инсталляции, дорогой мой друг Илюша! Помнишь, как мы от моего дома на Чистых прудах пропутешествовали до твоей мастерской на Сретенском бульваре? А как спустя двадцать пять лет мы опять путешествовали, теперь по американскому Лонг-Айленду от твоей студии до твоего дома (что, впрочем, одно и то же место), где нас ждала Эмилия с обедом. Правда, потрясающе?
— Нет.
— Нет?
— Очень хорошо, Юра.
— Прекрасно, прекрасно!

Юрий Рост

Эта экспозиция, которая задумана и выполнена моим старым и дорогим другом Юрием Ростом, состоит из фотографий, сделанных во время двух дней, проведенных в прогулках и беседах — с раннего утра до позднего вечера. Но эти два дня разделены бесконечно долгим временем и пространством.

Первый день — это наша московская прогулка летом 1986 года, которая начиналась от Юриного дома в конце Чистопрудного бульвара, где мы пили чай из самовара на его балконе, окруженном зеленью июньских деревьев, и заканчивалась в начале Сретенского бульвара, на пороге дома, где была моя мастерская.

Прогуливаясь, мы поминутно останавливались, так как этот путь — в сущности энциклопедия художественной жизни конца ХIX — начала ХХ века: двор и само здание ВХУТЕМАСа (там я неожиданно оказался студентом в 1951 году), где преподавали и жили Родченко, отец Пастернака (и сам Пастернак), Крученых... Напротив пруда — бывший кинотеатр «Колизей», где теперь разместился театр «Современник», а между ними мы брели, останавливаясь у каждого дома и вспоминая тех, кто так или иначе был связан с золотым веком русской культуры и современностью. Заходили во дворы домов, где наверху были мастерские Э. Булатова и О. Васильева...

На улице стояли 80-е годы, когда казалось, что ничего никогда не сможет измениться, и ты навсегда будешь прикован к этому месту, как и навечно висящие в моем подъезде старые почтовые ящики, покрашенные синей облупившейся краской, как бюст Ленина во дворе ВХУТЕМАСа, который к каждому празднику «подновлялся» свежими белилами.

Все живущие в этой стране думали так же, как и мы, и вдруг все переме-нилось, и то, что казалось таким вечным, исчезло в одну минуту.

И вот мы с Юрой на другой стороне земного шара, и уже не я пью чай у него на балконе, а он сидит у нас, в нашем с Эмилией доме на Лонг-Айленде, и мы снова пьем утром чай, а потом отправляемся на прогулку. Но вспомнить (как это было на Чистопрудном и Сретенском бульварах) здесь нечего. Вдоль дороги аккуратные небольшие американские домики, рядом залив, и мы говорим уже не о прошлом, а о сегодняшней ситуации в арт-мире, о выставках, инсталляциях, о положении художников здесь, на Западе...

Но основной мотив, основной сюжет разговора — что чувствует человек, пришедший из одной культуры и оказавшийся в другой, может ли он вписаться в новую, слышат ли новые зрители тот смысл и контекст, который он вывез и принес с собой и с которым он не может расстаться, чтобы не потерять себя...

Бесконечная ценность для меня, для нас с Эмилией в этой выставке, помимо высочайшего искусства самой фотографии, та печать обоих времен, которая оттиснута, которая присутствует в этих «картинах времени». Любой зритель воспримет этот основной «звук»: саму атмосферу, ауру жизни, увидеть и передать которую в черно-белом изображении смог мой старый и дорогой друг — Юра Рост.

Илья Кабаков

При поддержке

РОСБАНК 15.03

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал РБК daily Fashion Collection Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Courrier de Russie Winzavod art review Foto.ru 13.03.12 be in Foto-Video Диалог Искусств Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.