Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Война и мир. На заре европейской фотожурналистики. 1910-е годы

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

Война и мир. На заре европейской фотожурналистики. 1910-е годы
Дар Рейхан и Ульви Касимовых

Неизвестный автор.
Рождественские пудинги для томми во Франции, 1914-1918. Неизвестный автор.
Победный марш французских войск через Нуайон, 1915-1918. Неизвестный автор.
Британские войска в Месопотамии, 1914-1918. Неизвестный автор.
Наша армия в Салониках,1914-1918. Неизвестный автор.
Любимец окопов, который знает войну, 1914-1918. Неизвестный автор.
Перед приходом британцев. Национальные африканские скачки на верблюдах «Гранд Нэшнл», 1914-1915. Неизвестный автор.
«Холодный призыв». Призывной пункт на Трафальгарской площади, 1915-1918. Неизвестный автор.

Ада Кроссли, известная австралийская певица (контральто), принимает в своем доме раненых ветеранов армейского корпуса Австралии и Новой Зеландии. Лондон, 1916-1918. Неизвестный автор.
В Лондоне девушки начали работать кондукторами в трамваях, 1915. Неизвестный автор.
Празднование дня рождения кайзера в Берлине, 1914-1918. Неизвестный автор.
Последний писк моды. Шахматный дизайн мехов, 1914-1918.

Неизвестный автор. Рождественские пудинги для томми во Франции, 1914-1918.

Неизвестный автор. Победный марш французских войск через Нуайон, 1915-1918.

Неизвестный автор. Британские войска в Месопотамии, 1914-1918.

Неизвестный автор. Наша армия в Салониках,1914-1918.

Неизвестный автор. Любимец окопов, который знает войну, 1914-1918.

Неизвестный автор. Перед приходом британцев. Национальные африканские скачки на верблюдах «Гранд Нэшнл», 1914-1915.

Неизвестный автор. «Холодный призыв». Призывной пункт на Трафальгарской площади, 1915-1918.

Неизвестный автор. Ада Кроссли, известная австралийская певица (контральто), принимает в своем доме раненых ветеранов армейского корпуса Австралии и Новой Зеландии. Лондон, 1916-1918.

Неизвестный автор. В Лондоне девушки начали работать кондукторами в трамваях, 1915.

Неизвестный автор. Празднование дня рождения кайзера в Берлине, 1914-1918.

Неизвестный автор. Последний писк моды. Шахматный дизайн мехов, 1914-1918.

Москва, 20.12.2017—18.02.2018

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Игорь Волков

Куратор: Игорь Волков

Свернуть

 

Куратор выставки Игорь Волков

О выставке

20 декабря в Мультимедиа Арт Музее состоится открытие выставки работ из коллекции, в 2014 году переданной в дар музею Рейхан и Ульви Касимовыми. Коллекция включает более пятисот пресс-фотографий из архивов британских периодических изданий 1910-х годов, на которых запечатлена хроника событий одного из наиболее трагичных периодов истории ХХ века — Первой мировой войны. На выставке представлена малая часть собрания — около сотни снимков. Однако они в полной мере отражают значительность коллекции как бесценного источника аутентичных материалов по визуальной истории и истории фотографии.

Выставка рассказывает о том, насколько стремительно и бесповоротно война может ворваться в мирную жизнь. Сцены из повседневной жизни Лондона на исходе «Прекрасной эпохи», великосветские свадьбы и светские же скандалы вытесняются с первых полос военными хрониками с фронтов Европы и Малой Азии, а также демонстрацией новейших военно-технологических достижений — танков и противогазов. В то же время экспозиция демонстрирует, что и на войне продолжается жизнь. Военные репортажи и зарисовки солдатского быта соседствуют с отчетами о благотворительных мероприятиях по сбору средств на нужды армии, церемониями награждения героев и рассказами об огромном вкладе в победу женщин и детей, трудившихся на заводах и в госпиталях.

Выставка является красноречивым свидетельством бурного развития репортажной фотографии в военное время. Еще в начале XX века, с появлением технической возможности оперативно публиковать в прессе фотоизображения в достаточно хорошем для того времени качестве, фотография изменила визуальный облик СМИ, придя на смену графической иллюстрации и репродукционной гравюре.

Время предъявляло новые требования и к фотографам, работающим в прессе, и к редакциям периодических печатных изданий — прежде всего, снимки должны были быть лаконичными, а фотографы должны были уметь выразить сиюминутность события, в максимально доступной форме доводя визуальную информацию до читателя. Кроме того, важную роль в процессе редакционной подготовки снимка к печати играли умелое кадрирование и ретушь. При этом, в реалиях того времени, после публикации фотографии теряли всякую ценность и зачастую просто выбрасывались, а в лучшем случае отправлялись в архив, где иногда десятилетиями хранились в неподходящих условиях — часть работ из переданной коллекции оказалась в аварийном состоянии и была буквально спасена реставраторами МАММ.

Одной из особенностей пресс-фото начала ХХ века являются развернутые машинописные подписи на оборотах фотографий, а также любопытные редакционные пометки, примечания о стоимости воспроизведения данного фото в прессе, штампы новостных агентств или штампы о прохождении цензуры и возможности быть напечатанными в таких изданиях, как «Дейли скетч», «Дейли миррор», «Татлер» и других. Необходимость снимать для периодических изданий отразилась на стилистике самих фотографий. Оперируя громоздкой аппаратурой, фотографы стремились находить баланс между требованиями редакций и классической постановочной традицией, пришедшей из живописи. Мастерство фоторепортажа зарождалось и крепло буквально на глазах читателей — некоторые кадры, представленные на выставке, поражают своей непосредственностью, кажутся моментально выхваченными из бурного потока реальности и выглядят очень современно даже сейчас, в других чувствуется «старая школа» — тяготение к постановочной классике XIX века.

Начало ХХ века навсегда останется в памяти, как один из самых сложных и драматических исторических периодов. Первая мировая война, Октябрьская революция в России и другие события привели к распаду империй, казавшихся незыблемыми, посеяв на планете страх, отчаяние, боль, хаос и смерть. Сегодня, спустя 100 лет, изучая исторические свидетельства того времени, мы не перестаем задаваться вопросом, можно ли было предугадать и предотвратить трагедии, унесшие жизни миллионов людей.

Стратегические партнеры музея

MasterCard .ART


Информационные партнеры

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид SNCurbanrooms.media urbanrooms.media