Dear visitors! For technical reasons, meeting with the organizers of the «Weeks of Conscience» postponed to  indefinite period. We apologize.

«Sometimes a Dream is Like Sight...»
Dedicated to the memory of Vladimir Yakovlev

Vladimir Yakovlev.
Eye-flower.
1983.
Gouache on paper.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Vladimir Yakovlev.
Self-portrait.
1992.
Gouache on paper.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Vladimir Yakovlev.
Hen.
1977.
Gouache on paper.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Vladimir Yakovlev.
Rooster.
1992.
Tempera on canvas.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Vladimir Yakovlev.
Cat with bird in its teeth.
1980s.
Oil on canvas.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Vladimir Yakovlev.
Two white flowers.
1973.
Gouache on paper.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Vladimir Yakovlev.
Flying fish.
1971.
Gouache on paper.
Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation Exhibition view Exhibition view Exhibition view Exhibition view Exhibition view

Vladimir Yakovlev. Eye-flower. 1983. Gouache on paper. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Vladimir Yakovlev. Self-portrait. 1992. Gouache on paper. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Vladimir Yakovlev. Hen. 1977. Gouache on paper. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Vladimir Yakovlev. Rooster. 1992. Tempera on canvas. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Vladimir Yakovlev. Cat with bird in its teeth. 1980s. Oil on canvas. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Vladimir Yakovlev. Two white flowers. 1973. Gouache on paper. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Vladimir Yakovlev. Flying fish. 1971. Gouache on paper. Collection of the Vladimir Yakovlev Foundation

Exhibition view

Exhibition view

Exhibition view

Exhibition view

Exhibition view

Moscow, 3.12.2014—25.01.2015

exhibition is over

Share with friends

© - Gennadiy Aigi

Curators: Olga Sviblova, Anna Zaitseva, Alexandr Kronik, Leonid Ogarev

© - Gennadiy Aigi

Curators: Olga Sviblova, Anna Zaitseva, Alexandr Kronik, Leonid Ogarev

Close

Video

Opening day photos

For mass-media

MAMM presents «Sometimes a Dream is Like Sight...», a solo show by Vladimir Yakovlev which marks 80 years since the birth of one of the most striking representatives of Soviet unofficial art.

The exhibition comprises around 80 works dating from the 1950s to the 1990s, plus photographs and archive documents from the Vladimir Yakovlev Foundation.

Vladimir Yakovlev (1934–1998) was one of the brightest and yet most tragic figures in unofficial art circles. Major Soviet unofficial artists — Ilya Kabakov, Victor Pivovarov, Vladimir Yankilevsky, Vladimir Nemukhin, Dmitry Plavinsky, Mikhail Grobman — write about Yakovlev with incredible warmth and poets such as Gennady Aigi, Genrikh Sapgir and Igor Kholin dedicated poems to him. The title of the exhibition «Sometimes a Dream is Like Sight...» is a quote from Gennady Aigi’s 1965 poem «To a Portrait by Vladimir Yakovlev».

Yakovlev came from a family of «returnees» from the West. His grandfather, Mikhail Yakovlev, an impressionist artist whose work is in the Tretyakov Gallery collection, spent most of his life in western Europe. Several of his works will be exhibited at MAMM. In the 1930s Mikhail returned to the USSR «for ideological reasons», together with his Belgian wife and their son, Igor (Vladimir Yakovlev’s father), who had graduated from Brussels University as an engineer.

Vladimir Yakovlev was born in 1934 in Balakhna, near Nizhny Novgorod. As a result of the war, evacuation and childhood illness he only completed six years of schooling. In 1949, at the age of 15, he was already working as a retoucher, photo librarian and photographer at the Iskusstvo (Art) publishing house. Naturally he absorbed everything that was published.

Yakovlev found his calling as an artist in the late 1950s, after seeing in Moscow the Picasso exhibition at the Pushkin Museum (1956) and the exhibition of European and American art which was part of the 1957 World Festival of Youth and Students. Picasso’s work had a huge influence on Yakovlev. As the artist himself noted, it was as a result of this influence that the motif of a cat with a bird appeared in Yakovlev’s work. The painting which he saw in Moscow, Picasso’s «Cat Catching a Bird» (1939), is now in the Musée National Picasso — Paris. For this exhibition the museum has kindly lent Picasso’s drawing «Cat Eating a Rooster» (1953).

By entering a dialogue with international 20th century artists and reconsidering in his works whole layers of artistic culture (Futurism, Impressionism, Pointillism), Yakovlev proved himself a worthy and independent interlocutor. In his essay marking Yakovlev’s 80th birthday, artist Grisha Bruskin writes «While strolling through the history of modernism and creating works in the spirit of Paul Klee, René Magritte, Amedeo Modigliani, Jackson Pollock and Pablo Picasso, Yakovlev does not succumb to imitation. Any book (in this case the history of art) is simply the basis for new expression». Vladimir Yankilevsky also commented on the artist’s individuality. «Yakovlev is the classic example of a solitary artist, proving that art’s achievements are those of individuals and not schools or movements».

In the 1960s Yakovlev’s work was already being purchased by major private collectors such as George Costakis, Evgeny Nutovich, Igor Sanovich and Leonid Talochkin. By the late 1960s he had been exhibited in European and American galleries, although Yakovlev was only officially recognised in the USSR in the 1980s.

As a result of childhood illness (or, as another version has it, as a result of taking up boxing), Yakovlev was almost blind by the late 1970s, but continued to work. «He could see very important things which not every sighted person noticed. Yakovlev adapted to his poor sight and developed an „internal“ vision, which compensated for his physical disability», recalls Yankilevsky.

In 1984, after the death of his mother, Vladimir Yakovlev was admitted to Psychiatric Hospital No. 30, where he spent most of the rest of his life. He died there on 10 October 1988.

The poet Gennady Aigi coined a very apt definition of Yakovlev’s personality: «a tragic figure on the level of Van Gogh». In his reminiscences Aigi recalls Vladimir Yakovlev discussing art and death. «He said that art is a means of overcoming death. He talked about the idea in an incredibly subtle, unusually dialectical and paradoxical way. The discussion, in its existential-tragic-agonising depth, astounded me. I remember only one phrase: ‘Art is like a glass to the head’».

As well as paintings and works on paper the exhibition includes the few items which remain from the time when Yakovlev was interested in photography. They were preserved thanks to his sister, Olga. An excerpt from the film «Black Square» (1988), featuring Vladimir Yakovlev, is being shown as part of the exhibition.

The exhibition was produced together with the Vladimir Yakovlev Foundation. Created in 1999, the foundation aims to study and promote the work of the artist. It has organised several exhibitions and published a number of books, as well as collecting archive material.

15 March 1934, Balakhna, Nizhny Novgorod region — 12 October 1998, Moscow

Vladimir’s grandfather Mikhail Nikolayevich Yakovlev, a member of the Union of Russian Artists, decorated the interior of the Bolshoi Theatre with Konstantin Korovin and after the Revolution lived in Germany, France and Belgium.

His grandmother Feodosiya (Françoise) Franzevna Yakovleva was Belgian.

Vladimir’s father Igor Mikhailovich Yakovlev lived from the age of 11 in Belgium and studied at Brussels University. In the 1930s the family voluntarily returned to the USSR for ideological reasons. Realising the scale of the repressions after their arrival, the family settled and lived for several years in a quiet provincial town on the Volga River, Balakhna, where Vladimir Yakovlev was born in 1934.

His mother Vera Alexandrovna Teitelbaum came from a family of Dnepropetrovsk merchants bankrupted after the Revolution. Soon after Vladimir’s birth they moved to Moscow.

During the war the Yakovlevs were evacuated to Orsk and then Chkalov. Because of the war and evacuation Vladimir only attended school from 1945, from the age of 11. He studied at high school for six years. From 1949 to 1954 he worked as a retoucher, photo librarian and photographer at the Iskusstvo (Art) publishing house. Due to problems with his sight he was excused from army service. Yakovlev’s military identity card lists his ‘chief civilian occupation’ as photographer.

Yakovlev began painting in the late 1950s, after the arrival in Moscow of Pablo Picasso’s famous exhibition (A.S. Pushkin State Museum of Fine Arts, 1956) and a show of contemporary Western European and American art (as part of the 6th World Festival of Youth and Students, 1957).

Almost immediately Yakovlev was recognised as ‘an equal among equals’ in the elite circle of Moscow Noncomformist artists and avant-garde poets, and from the early 1960s he participated in all their major exhibitions.

In the 1970s Yakovlev’s work was displayed at numerous exhibitions outside Russia, including those at the Lugano Museo Belle Arti (1970), Galerie Gmurzynska-Bargera (Cologne, 1970), Tel Aviv Museum of Art (1972), Museum am Ostwall (Dortmund, 1973), Palais des Congrès (Paris, 1976) and Institute of Contemporary Arts (London, 1977).

The artist’s first solo exhibition abroad was held at the Bergen Museum (Copenhagen) in 1976.

Yakovlev’s first solo show in Moscow opened in 1977 at the Moscow City Committee of Artists and Graphic Artists, 28 Malaya Gruzinskaya (‘V.I. Yakovlev. Painting. Graphics’).

In the mid‑1970s the artist’s sight deteriorated to the extent that he only saw objects from close-up. Before his first operation at the S.N. Fyodorov Optical Micro-Surgery Centre in 1992 only 5 per cent of Yakovlev’s sight remained.

In 1994 an operation on his second eye on at the same centre restored some 30 per cent of the artist’s vision.

He spent many years in a psychiatric institution and died at Hospital No. 30 in Moscow in 1998.

Yakovlev foundation

Strategic partner of MAMM

Renault


Official media partner

Afisha-Vozduh

Strategic information partner

Profile magazine

Information partners

1st Channel The Art Newspaper Russia Iskusstvo Magazine Foto-Video be in Photosight DI

Арт-Гид RosPhoto Сlub.foto.ru My Destination Moscow

Сult.mos.ru

© Multimedia Complex of Actual Arts, Moscow

All rights reserved, 1997—2018. Credits

RussianEnglish

«Бывает сон как зренье...»
Памяти Владимира Яковлева

Владимир Яковлев.
Цветок-глаз.
1983.
Бумага, гуашь.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Владимир Яковлев.
Автопортрет.
1992.
Бумага, гуашь.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Владимир Яковлев.
Курица.
1977.
Бумага, гуашь.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Владимир Яковлев.
Петух.
1992.
Холст, темпера.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Владимир Яковлев.
Кошка с птицей в зубах.
1980-е.
Холст, масло.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Владимир Яковлев.
Два белых цветка.
1973.
Бумага, гуашь.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Владимир Яковлев.
Летящая рыба. 
1971. 
Бумага, гуашь.
Собрание Фонда художника Владимира Яковлева Виды экспозиции Виды экспозиции Виды экспозиции Виды экспозиции Виды экспозиции

Владимир Яковлев. Цветок-глаз. 1983. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Владимир Яковлев. Автопортрет. 1992. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Владимир Яковлев. Курица. 1977. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Владимир Яковлев. Петух. 1992. Холст, темпера. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Владимир Яковлев. Кошка с птицей в зубах. 1980-е. Холст, масло. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Владимир Яковлев. Два белых цветка. 1973. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Владимир Яковлев. Летящая рыба. 1971. Бумага, гуашь. Собрание Фонда художника Владимира Яковлева

Виды экспозиции

Виды экспозиции

Виды экспозиции

Виды экспозиции

Виды экспозиции

Москва, 3.XII.2014—25.I.2015

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

© - Геннадий Айги

Кураторы выставки: Ольга Свиблова, Анна Зайцева, Александр Кроник, Леонид Огарев

© - Геннадий Айги

Кураторы выставки: Ольга Свиблова, Анна Зайцева, Александр Кроник, Леонид Огарев

Свернуть

Видео

Фото с вернисажа

О выставке

МАММ представляет персональную выставку Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье...», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.

Выставка включает около восьмидесяти работ 1950-х — 1990-х годов, а также фотографии и архивные документы из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.

Владимир Яковлев (1934–1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники советского неофициального искусства — Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты: Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи. Название выставки — «Бывает сон как зренье...» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).

Яковлев происходил из семьи «возвращенцев» с Запада. Его дед Михаил Николаевич — замечательный художник-импрессионист, представленный в коллекции Третьяковской галереи, большую часть жизни провел в Западной Европе, и на выставке в МАММ будет представлено несколько его избранных работ. В 1930-е годы Михаил Яковлев «по идеологическим соображениям» вернулся в СССР с женой бельгийкой и сыном Игорем (отцом Владимира Яковлева) — молодым инженером, выпускником брюссельского университета.

Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» и, конечно, впитывал в себя все, что там издавалось.

Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов — после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо — и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи — в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей. Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графические работы Пикассо из собрания парижского музея с тем же мотивом — в частности, «Кошку, пожирающую петуха» (1953).

Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником. «Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае — история искусства) лишь повод для нового высказывания», — пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева. Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <...> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений».

Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже. Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии — из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать. «... Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, „внутреннее“ видение, компенсировавшее физический недостаток», — вспоминает Янкилевский.

После смерти матери в 1984 году Владимир Яковлев попадает в психиатрический интернат № 30 и, с небольшими перерывами, проводит там четырнадцать лет — до своей смерти, наступившей в 1998 году.

Поэту Геннадию Айги принадлежит очень точное определение личности Яковлева — «высокотрагедийная личность уровня Ван Гога». В своих воспоминаниях Айги также сохранил для нас и слова самого Владимира Яковлева об искусстве и смерти: «Он говорил, что искусство — средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально. Разговор этот меня по своей экзистенциально-трагически-мучительной глубине буквально потряс. Я запомнил только одну фразу: „Искусство — это стаканом по голове“».

Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в выставку «Бывает сон как зренье...» вошло то немногое, что сохранилось от периода его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.

Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева, Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества. Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.

К выставке приурочено издание альбома «Бывает сон как зренье ...», 160 страниц, М.: Сканрус, 2014, составитель — Александр Кроник.

15 марта 1934, Балахна Нижегородской области — 12 октября 1998, Москва.

Дед Владимира Михаил Николаевич Яковлев, член Союза русских художников, вместе с Константином Коровиным расписывавший Большой театр, жил после революции в Германии, Франции и Бельгии.

Бабушка, Феодосия (Франсуаза) Францевна Яковлева — бельгийка.

Отец Владимира, Игорь Михайлович Яковлев, с 11 лет жил в Бельгии и получил образование в Брюссельском университете. В 1930 е годы по идейным соображения семья вернулась в СССР. Приехав и осознав масштаб происходивших репрессий, семья поселилась и прожила несколько лет в тихом провинциальном волжском городе Балахне, где в 1934 году и родился Володя Яковлев.

Его мать, Вера Александровна Тейтельбаум, происходила из днепропетровской купеческой семьи, разорившейся после революции. Вскоре после рождения Владимира они переехали в Москву.

Из-за войны и эвакуации Володя начал учиться в школе только в 11 лет, в 1945. Он окончил шесть классов средней школы. С 1949 по 1954 работал ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство». Из-за проблем со зрением был освобожден от службы в армии. В военном билете Яковлева указана его «основная гражданская специальность» — фотограф.

Яковлев начинает заниматься живописью в конце 1950-х годов, после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства (в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 1957).

Яковлев практически сразу был признан «равным среди равных» в элитном кругу московских художников-нонконформистов и авангардных поэтов и с начала 1960 х участвовал во всех их значительных выставках.

В 1970-е годы произведения Яковлева экспонируются на многочисленных зарубежных выставках, включая выставки в Музее изящных искусств Лугано (1970), Galerie Gmurzynska-Bargera (Кельн, 1970), Тель-Авивский музей изобразительных искусств (1972), Museum am Ostwall (Дортмунд, 1973), Palais de Congres (Париж, 1976), Институт современного искусства (Лондон, 1977).

В 1976 году проходит первая персональная выставка Яковлева за рубежом — в Bergen Museum (Копенгаген).

В 1977 году на Малой Грузинской улице, 28, в Московском горкоме художников-графиков открывается первая персональная выставка Яковлева в Москве («В.И. Яковлев. Живопись. Графика»).

С середины 1970-х зрение художника ослабевает настолько, что он может видеть все предметы только с очень близкого расстояния. Перед первой операцией в Центре микрохирургии глаза С.Н. Фёдорова в 1992 у Яковлева оставалось лишь 5 процентов зрения.

В 1994 там же была сделана операция на втором глазу, которая вернула художнику около 30 процентов зрения.

Долгие годы провел в больнице для душевнобольных, умер в Москве в интернате № 30 в 1998 году.

Фонд художника Владимира Яковлева

Стратегический партнер МАММ

Renault


Официальный медиапартнер

Afisha-Vozduh

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал The Art Newspaper Russia Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video be in Фото.сайт Диалог Искусств

Арт-Гид RosPhoto Сlub.foto.ru My Destination Moscow

Сult.mos.ru

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.