Юлия Лебедева
Instagram

Москва, 6.III.2013—5.IV.2013

выставка завершилась

Московский музей современного искусства

Ермолаевский пер. д. 17 (карта проезда)
www.mmoma.ru

Поделиться с друзьями

Видео

Фото с вернисажа

Павел Кабанов и Дарья Чичкина Герман Виноградов Миранда Мирианашвили Леонид Огарев Галина Мазаева Алекс Лахман Василий Церетели и Кира Саккарелло

Каталог выставки

Восьмой Московский Международный фестиваль: Каталог.
М., 2013. – 256 с., 23,5х31 см.
ISBN 978-5-93977-069-9
RUR 750

О выставке

Проект молодого фотографа Юлии Лебедевой исследует новые формы существования фотографии, которые предлагают нам социальные сети. В социальных сетях вообще и мобильных фотоприложениях в частности принципиально отсутствует иерархия важного и неважного, личного и общественного, «низкого» и «высокого», и проект Юлии Лебедевой — это попытка перенести этот новый феномен из виртуального мира в реальное и иерархическое музейное пространство.

Начав свое существование в семейных альбомах, фотография впоследствии расширила свою экспансию в прессу, а затем начала завоевывать выставочное и музейное пространство — и приобрела невероятное значение в эпоху web 2.0.

В современной коммуникации слово все больше вытесняется образом: если раньше мы рассказывали о событиях своей жизни в письмах, то сейчас все большую популярность набирает обмен «картинками». Причем наше сознание перестало реагировать на отдельное и уникальное, в постцифровую эпоху мы оперируем информацией как потоком, «облаком» (cloud), аналитические механизмы становятся все менее действенными, мы получаем визуальное или интеллектуальное удовлетворение от восприятия целого, и здесь возникает вопрос о ценности отдельного снимка — пусть даже и самого удачного. Пролистывая ленту, мы никогда не ограничиваемся просмотром одной фотографии. Фотографии воспринимаются потоком, который регулируется движением пальца по тачскрину телефона, мы перестаем рассматривать и «впускаем» в себя этот поток — цветное движение — и, кажется, именно благодаря Instagram реализовалось, наконец, то, о чем говорил Маклюэн в «Понимании медиа»: «Интерес к эффекту, а не к значению — основное изменение электрической эпохи».

Базовое отличие Instagram от прочих подобных приложений состоит в том, что на изображение (всегда квардратное — вроде тех, которые получались на Полароиде или Kodak Instamatic) можно накладывать различные фильтры: в результате получается как будто выцветшая, романтичная картинка, которая придает эффектность даже самому банальному бытовому предмету. Но что делает Instagram привлекательным не только для всех тех, у кого есть смартфон, но и для профессионалов, имеющих дело с «высокой визуальной культурой»? Почему фотографии, сделанные в Instagram, появляются в музейном пространстве и какие последствия может повлечь этот факт? Эти вопросы тематизирует в своем проекте молодой российский фотограф Юлия Лебедева.

Еще одно конструирующее свойство Instagram — его коммуникативный ресурс, которым наделена любая социальная сеть. Вывешивая фотографии в публичное интернет-пространство, человеком рассчитывает на ответную реакцию. Именно количеством лайков и подписчиков определяется популярность и качество любого аккаунта, и его владелец неизбежно корректирует содержание своего профиля в зависимости от преференций подписчиков. Снимая себя, своих друзей, свое окружение, Лебедева конструирует собственный идеальный образ, модель идеальной жизни, в которой все красиво, легко и талантливо. Можно сказать, что Instagram — это своеобразные современная форма фотодневника, с помощью которого человек режиссирует и формирует свой образ, обращенный к внешней аудитории. Поэтому Instagram — это и повествование от первого лица, и персонажная структура одновременно, сочетание документального и художественного. И точно так же, как, например, Анни Лейбовиц или Юрген Теллер (в студиях которых Юлия Лебедева проходила стажировку) в своих работах возводят частное и документальное в статус художественного, так и Лебедева конвертирует свои личные впечатления в более общую визуальную структуру, представляя своеобразный портрет поколения next.

При поддержке

Билайн 27.08.2012

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Buro 24/7 Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Courrier de Russie Фото.сайт be in Foto-Video Диалог Искусств

Официальный путеводитель биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2013»

Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.