Группа Zero: Гюнтер Юккер, Хайнц Мак, Отто Пине

Гюнтер Юккер.
Космическое видение (5 световых дисков). 1961-1981.
Частное собрание, Дюссельдорф Гюнтер Юккер.
Песчаная мельница. 1970-2009.
Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф Хайнц Мак. Разнообразные колонны. 1960-1969. Ателье Мак Отто Пине.
Распространение солнца. 1966 – 2014.
Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф Отто Пине.
Распространение солнца. 1966 – 2014.
Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф Отто Пине. Три синих светящихся привидения. 2012 (повторение работы 1966). Собственность Элизабет Голдринг Пине и Отто Пине, Гротон Отто Пине. Три синих светящихся привидения. 2012 (повторение работы 1966). Собственность Элизабет Голдринг Пине и Отто Пине, Гротон

Гюнтер Юккер. Космическое видение (5 световых дисков). 1961-1981. Частное собрание, Дюссельдорф

Гюнтер Юккер. Песчаная мельница. 1970-2009. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф

Хайнц Мак. Разнообразные колонны. 1960-1969. Ателье Мак

Отто Пине. Распространение солнца. 1966 – 2014. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф

Отто Пине. Распространение солнца. 1966 – 2014. Собрание Фонда Зеро, Дюссельдорф

Отто Пине. Три синих светящихся привидения. 2012 (повторение работы 1966). Собственность Элизабет Голдринг Пине и Отто Пине, Гротон

Отто Пине. Три синих светящихся привидения. 2012 (повторение работы 1966). Собственность Элизабет Голдринг Пине и Отто Пине, Гротон

Москва, 24.IX.2016—13.XI.2016

выставка завершилась

Поделиться с друзьями




Проект представлен Foundation Zero, Дюссельдорф

Проект представлен Foundation Zero, Дюссельдорф

Свернуть

Видео

О выставке

В рамках Дней Дюссельдорфа в Москве МАММ представляет выставку легендарного международного художественного движения ZERO. В 2011 году музей впервые представил в России его итальянскую часть, в нынешнюю экспозицию вошли работы немецких основателей движения — Гюнтера Юккера, Хайнца Мака и Отто Пине.

После окончания Второй мировой войны по всей Германии наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив ужас одной из самых страшных войн в истории человечества, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого, возродить идеи модернизма и Баухауза, господствовавшие до прихода к власти нацистов.

Дюссельдорф, благодаря удачному расположению — близости к Парижу, Амстердаму, Антверпену, Брюсселю, — стал одним из наиболее заметных интернациональных культурных и экономических центров послевоенной Европы.

Именно в Дюссельдорфе в 1957 году возникла группа ZERO. У ее истоков стояли Отто Пине и Хайнц Мак, позже к ним присоединился Гюнтер Юккер. Ноль в названии группы не был символом отрицания — он был точкой отсчета, точкой тишины и пустоты, в которой возникал новый мир, полный надежды и света.

К началу 60-х годов к «нулевой отметке» пришли многие мировые художники и философы: Морис Мерло-Понти рассуждал о «нулевой отметке бытия», Ролан Барт — о «нулевой степени письма», Ив Кляйн открыл выставку под названием «Пустота», а Джон Кейдж начал работать над музыкой тишины. В 1963 году появился манифест Отто Пине, Хайнца Мака и Гюнтера Юккера, он назывался «ZERO — это тишина. ZERO — это начало».

Выражением идей группы стали световые и кинетические инсталляции, объекты на стыке живописи и скульптуры, а также монохромная живопись.

Участники группы находились в постоянном творческом контакте с ведущими европейскими и американскими художниками того времени: Ивом Кляйном, Лучо Фонтаной, Пьеро Мандзони, Жаном Тенгли, Марком Ротко и др. Представители международного художественного сообщества вели интенсивный диалог, выражавшийся в совместных выставках и других, самых разнообразных формах сотрудничества.

Творчество группы соприкасалось с абстрактным экспрессионизмом, с оп-артом, новым реализмом, ситуационизмом, лэнд-артом и даже с поп-артом.

Несмотря на тесную связь между художниками ZERO, каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью и работал над собственными проектами.

Хайнц Мак экспериментировал с кинетическими возможностями света, и лейтмотивом его творчества является световая стела. Он размещал эти объекты в нетронутых пространствах пустынь и в открытом море, и зачастую публика могла познакомиться с этими работами лишь благодаря фото- и видеодокументации. Для работ Гюнтера Юккера характерно отсутствие цвета, и главную роль в них играет гвоздь, по-своему преломляющий свет и темноту. Пине, сочетавший художественное образование с философской подготовкой, был увлечен взаимодействием искусства и науки.

В то же время художники группы ZERO и их единомышленники всегда стремились к тому, что Гюнтер Юккер называл «миром, где искусство перестает быть делом одиночек».

Zero Foundation Landeshauptstadt Düsseldorf Dusseldorf days in Moscow

Стратегический партнер МАММ

MasterCard


Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Сlub.foto.ru ArtTube Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.