RussianEnglish

Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие

Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929 Александр Родченко.
Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград».
1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929

  • 09.04.2013 — 05.05.2013 Мультимедиа Арт Музей/Московский Дом Фотографии
  • 10.11.2016 — 29.01.2017 Национальная художественная галерея «Хазинэ»

О выставке

Несостоявшееся путешествие
Московская «левая» творческая элита стремилась идти в ногу со временем. На мотоцикле, а затем и на автомобиле ездил кинорежиссер Лев Кулешов. Его спортивный «Форд» был привезен в Москву при активном участии Маяковского. На мотоцикле с коляской ездил конструктивист и кинорежиссер Алексей Ган. Варвара Степанова в конце 1920-х годов сожалела, что они с Александром Родченко так и не купили себе, хотя бы «мотоциклетку», когда это было вполне доступно.
Автомобиль «Рено», главный герой серии фотографий Родченко 1929 года, был привезен Маяковским после поездки во Францию. Так Лиля Брик стала одной из первых ав...

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ
Несостоявшееся путешествие
Московская «левая» творческая элита стремилась идти в ногу со временем. На мотоцикле, а затем и на автомобиле ездил кинорежиссер Лев Кулешов. Его спортивный «Форд» был привезен в Москву при активном участии Маяковского. На мотоцикле с коляской ездил конструктивист и кинорежиссер Алексей Ган. Варвара Степанова в конце 1920-х годов сожалела, что они с Александром Родченко так и не купили себе, хотя бы «мотоциклетку», когда это было вполне доступно.
Автомобиль «Рено», главный герой серии фотографий Родченко 1929 года, был привезен Маяковским после поездки во Францию. Так Лиля Брик стала одной из первых автолюбительниц в Москве.
Твердое намерение Владимира Маяковского купить автомобиль сложилось летом 1928 года. Маяковский тогда собирался в кругосветное путешествие — Америку, Японию. Но, несмотря на поддержку газет и анонсы, путешествие не состоялось.
Лиля Брик страстно захотела иметь собственный автомобиль, она только что удачно выступила в качестве режиссера фильма «Стеклянный глаз».
«Лев Кулешов принес каталоги автомобильных фирм — „Рено“, „Ситроена“, „Форда“; доступным оказался „Рено“, да и больше понравился» .
Разрешение на ввоз автомобиля Маяковский получил еще до отъезда в Берлин.
Когда 8 октября он выехал в Берлин (и далее в Париж), то среди прочих пожеланий Лили Брик записал следующую инструкцию по поводу машины:
«Лучше закрытая — conduit interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан» . В числе аксессуаров упоминались автомобильные перчатки и «автомобильная одежда». Далее шел список непосредственно автомобильных принадлежностей: добавочный прожектор сбоку, дворники, стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, теплая попона, чтобы не замерзала вода. Лучше всего Лиле подходил Бьюик или Рено. Но главное — чтобы не было похоже на такси. Потому что в Москве уже с 1925 года появились такси Рено.
Лиля Брик начинает учиться вождению.
Из письма к Лиле Брик осенью 20 октября 1928:
«Раньше фабриканты делали авто, чтобы покупать картины, теперь художники пишут картины, чтобы купить авто. Авто для них все, что угодно, только не способ передвижения. Но способ передвижения, все-таки, незаменимый» .
Позже в телеграмме 11 ноября он сообщал:
«Покупаю Рено красавец серой масти 6 сил 4 цилиндра кондуит интерьер двенадцатого декабря поедет в Москву» .
12 ноября в письме послал рисунок и комментарий:
«Машин симпатичный ты сама должно быть знаешь какой. Рисунок конечно корявый, но карточку из каталожицы я отдал вместе с заказом, а другой пока нет. Я просил сделать серенький сказали если успеют а то темно-синий» .
Покупать машину Маяковский собирался на гонорар за пьесу «Клоп», которую он дописывал в это время в Париже и собирался заключать договор с издательством «Малик» в Берлине, и за сценарий фильма «Идеал и одеяло» для режиссера Рене Клера.
В итоге «Renault NN2» был куплен за 20 тысяч франков. Маяковский сам все упаковывал и отправлял. Машина прибыла Москву в январе 1929 года. Это был четырехместный седан, снизу светло-серый, верхняя часть и крылья — черные.
Маяковский ездил на этой машине с водителем А.К. Афанасьевым или, в прошлом таксистом, В.И. Гамазиным . Но каждый раз спрашивал у Лили, не нужна ли ей машина. Скорее всего, именно Афанасьев и отправился вместе с Лилей и Родченко в автопробег в сторону Ленинграда.
В июне 1929 года Лиля Брик получила водительские права.
«Лиля Юрьевна увлеклась „Реношкой“ со всем категоризмом, свойственным ее натуре. Она сшила специальное платье и костюм для езды, выписала из Парижа шапочку и перчатки» .
Из воспоминаний Лили Брик:
«Родченко несколько раз просил меня сняться с новой машиной, но все как-то не получалось. А тут Володя уговорил меня сделать несколько фотографий с «Реношкой», я позвонила Александру Михайловичу и сказала, что собираюсь на машине в Ленинград. В Ленинград он со мной не мог поехать, но обрадовался возможности сделать снимки. Мы фотографировались в Москве, я была в одном платье, потом переоделась, заехали на заправку бензина к Земляному валу, он снимал с заднего сидения, как-то еще... Мы условились, что отъедем верст двадцать, он поснимает, а потом вернется домой, я же поеду дальше. Но дальше я не поехала, выяснилось, что дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще одной ехать так далеко скучно и опасно. На одной из фотографий я сижу в раздумье на подножке — ехать ли? И решила вернуться.
Володе понравились эти отпечатки, и он жалел, что поездка не состоялась, тогда фотографий было бы больше. Потом мы между собой называли эту серию «Несостоявшееся путешествие» .
Хотя Лиля Брик и говорит о 20 верстах, но судя по некоторым фотографиям, путешественники доехали до Твери, а это уже больше 150 верст.
Среди отпечатков, подаренных Лиле Брик, не было драматических моментов ремонта баллонов. И особенно момента, когда Родченко тоже активно участвует в накачивании шин. Видно, что он одет вполне по-автомобильному — брюки с крагами, рубашка с вязаным галстуком. Рядом на траве — кофр от фотоаппарата «Лейка».
Зато на снимках, которые видел Маяковский, была масса других ярких мгновений автомобилизации: заправка, заливка воды в радиатор, руки Лили в перчатках на руле, состязание с лошадью на пустынном, присыпанном гравием Ленинградском шоссе. Выстроенные в цепочку, эти кадры служат своеобразным фотографическим дневником путешествия, в котором моменты движения чередуются с моментами пауз, вынужденного ожидания, пикника на обочине. Родченко заснял быт автолюбителя 1929 года...

Александр Лаврентьев

ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Количество экспонатов: 36
Необходимая площадь: 100 кв.м.
ПРИМЕР ДОГОВОРА

ПРИМЕР ГАРАНТИЙНОГО
ПИСЬМА
ПРИЛОЖЕНИЕ О ВЫСТАВКЕ контактное лицо: Юлия Бейгун

mail@mdf.ru             +7 (495) 637-11-22*218
beigun@mdf.ru       +7 (495) 637-11-44 (факс)

Оставьте свои комментарии:

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.