Мультимедиа Арт Музей, Москва | События | Онлайн-лекция Ирины Кулик. Паранормальное как ностальгия по Просвещению

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng
Онлайн-лекция Ирины Кулик. Паранормальное как ностальгия по Просвещению

образовательный проект01/XII 19:00. Лекторий

Онлайн-лекция Ирины Кулик. Паранормальное как ностальгия по Просвещению

Мультимедиа Арт Музей, Москва | МАММ | представляет цикл лекций одного из главных российских художественных критиков Ирины Кулик «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков».

В мае этого года, в разгар пандемии, во французской газете «Le Monde» появилось письмо, подписанное двумя сотнями ученых, интеллектуалов, артистов, призывающее человечество отказаться от стремления вернуться к привычному, но губительному обществу потребления, и задуматься о том, что раз уж перемены неизбежны, не могут ли они стать переменами к лучшему. 

Паранормальное как ностальгия по Просвещению

Атомные станции, секретные лаборатории, таинственные научные разработки находятся в центре трех, возможно, самых интересных сериалов последних лет: «Очень странные дела», «Тьма» и «Байки из Петли».  Действие всех этих сериалов так или иначе захватывает недавнее прошлое — 1980-е, как в «Очень странных делах» и частично в «Тьме», или некое, куда менее определенное, но столь же ностальгическое время, как в «Байках из Петли».

Вся устрашающая мощь прогресса осталась в прошлом. Мир еще таил тайны, и потому наука казалась более могущественной. Современное искусство — будь то «кабинеты» Дэмиена Херста или Марка Диона, или таинственные инсталляции Лорана Грассо — разделяет с «поп-модернизмом» сериалов очарованность былой мощью науки и прогресса, а также ностальгию как по непознанному, которое еще только предстоит открыть, так и по убежденности в том, что все в мире можно описать и упорядочить. 

Лекционный курс «Хонтологии, утопии, дистопии в искусстве XX–XXI веков» исследует произведения признанных мастеров мирового и российского современного искусства, кинематограф и музыку, телевизионные сериалы и интернет-паблики. На первых лекциях курса речь пойдет о «хонтологии». Неологизм «hauntology» был предложен философом Жаком Деррида в книге «Призраки Маркса», а благодаря современным английским мыслителям и музыкальным критикам Марку Фишеру и Саймону Рейнолдсу превратился в один из векторов современной культуры, утратившей перспективу будущего как возможной смены общественного строя и одержимой меланхолией по устаревшим утопиям. Слово «хонтология» прижилось в качестве названия одного из направлений современной электронной музыки, но не менее интересно применить этот термин к современному искусству, где руины модернисткой архитектуры, утративших свою актуальность идеологий или канувших в небытие медиа, исследуют художники, принадлежащие к разным поколениям и культурам — в том числе и пережившие крах коммунистической идеи по другую сторону «железного занавеса» — в бывшем СССР, Польше, Китае.

Напоминаем вам, что лекция проходит в online-формате! За час до показа на вашу почту будет отправлена ссылка на трансляцию. Если вам не пришло письмо, пожалуйста проверьте спам. Лекция будет доступна по ссылке в течение 48 часов.
Пожалуйста, будьте внимательны при написании адреса электронной почты. В случае ошибки, просим вас писать на
pr@mdf.ru

Расскажите друзьям