Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Детективные истории из жизни музейного хранителя. Эпизод второй

Детективные истории из жизни музейного хранителя. Эпизод второй

Всеволод Тарасевич. Начальник цеха Воронежского
кирпичного завода Павел Дуванов с сыном
Воронеж. Сентябрь – декабрь 1954. Цифровая печать с негатива. Собрание МАММ Александр Слюсарев. Без названия. Москва. 1963
Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Александр Абаза. После тушения пожара. Москва. 13 февраля 1994 Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Бернд-Хорст Зефцик. На мягкой постели. Богини победы из Нойе-Вахе в Берлине. 1957–1962. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Даниэль Фонт. Апокалипсис. Аргентина, Сальта. Май 1985. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ Исаак Тункель. Саша Решмин будет делать электронно-вычислительную машину. Математическая школа № 2. Москва. 1961. Цветная печать с негатива. Собрание МАММ

Всеволод Тарасевич. Начальник цеха Воронежского кирпичного завода Павел Дуванов с сыном Воронеж. Сентябрь – декабрь 1954. Цифровая печать с негатива. Собрание МАММ

Александр Слюсарев. Без названия. Москва. 1963 Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Александр Абаза. После тушения пожара. Москва. 13 февраля 1994 Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Бернд-Хорст Зефцик. На мягкой постели. Богини победы из Нойе-Вахе в Берлине. 1957–1962. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Даниэль Фонт. Апокалипсис. Аргентина, Сальта. Май 1985. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ

Исаак Тункель. Саша Решмин будет делать электронно-вычислительную машину. Математическая школа № 2. Москва. 1961. Цветная печать с негатива. Собрание МАММ

Москва, 4.07—7.09.2025

до окончания выставки — 49 дней

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Свернуть

О выставке

Детективные истории из жизни музейного хранителя

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Автор детективных историй: Борис Мисаланди

Готовил тексты и помогал в расследовании: Никита Малашенко

МАММ продолжает цикл выставок «Детективные истории из жизни музейного хранителя», в котором раскрывает «внутреннюю кухню» музейной работы.

Первая часть проекта познакомила зрителей с увлекательными исследованиями фотографий конца XIX – начала XX веков. Теперь в центре внимания оказываются снимки 1950-х – начала 2000-х, изучением которых занимается хранитель Борис Мисаланди. Он рассказывает о своих самых сложных, захватывающих и порой даже еще незавершенных «расследованиях». В экспозиции представлены как снимки признанных мастеров российской фотографии — Всеволода Тарасевича, Дмитрия Бальтерманца, Евгения Халдея, Александра Слюсарева и других, — так и малоизвестные кадры с чрезвычайно занимательными историями.

Музейный хранитель занимается не только вопросами сохранности вверенных ему предметов. Подлинная музейная жизнь фотографии начинается лишь тогда, когда ее удается поместить в исторический, художественный и культурный контекст. Именно этим кропотливым трудом — сбором сведений и их интерпретацией — наряду с другими задачами занимаются хранители. Их работа представляет собой ценный вклад в историю искусства, основу для научных изысканий и кураторских проектов.

Когда фотографии попадают в музей, места, даты, обстоятельства съемки не всегда бывают известны, а суть запечатленных событий — ясна. Установление этих фактов называется атрибуцией. Но даже когда снимок поступает в музей с подробным описанием, перед хранителем появляется множество задач. Каждую деталь предстоит перепроверить, каждую связь — документально подтвердить, собрать дополнительные сведения, чтобы современный зритель мог во всей полноте понять историю запечатленных на снимках героев и событий.

Обычно посетители музеев видят лишь итоги хранительских исследований — подписи под экспонатами, буклеты, пояснительные тексты… Однако на этой выставке Борис Мисаланди приоткрывает тайны научной жизни музея: как опытный «детектив» он реконструирует путь от загадок к разгадкам, чтобы провести по нему посетителей. Он показывает, как выглядит изучение фотографий и как проводится их атрибуция.

На этом исследовательском пути может помочь любая, даже самая незначительная деталь — логотип табачной компании, едва заметный автомобиль на заднем плане, вывеска цветочного магазина… Особую ценность представляют те «зацепки», которые требуют не просто внимательности, но и специальных знаний. Например, по уникальной охристой полосе на фасаде, встречающейся всего на шести московских многоэтажках, хранитель смог точно определить место съемки; знание того, как менялись схемы московского метро, помогло установить годы создания снимка, а внимательное изучение автомобильного шасси и кузова (оказалось, что машин с таким кузовом во всем СССР было всего две!) оказалось бесценным для определения места съемки. Даже просто гуляя по городу, хранитель может набрести на ответы. В этой работе рождается магия музейного дела.

Корпоративный попечитель МАММ

Норникель

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta