Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Эжен Атже - Париж на рубеже веков

Дорогие друзья! С 6 по 21 декабря музей закрыт для смены экспозиции. Следите за новостями в наших социальных сетях (Instagram, Facebook, ВКонтакте). До скорой встречи!

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
Eng

Эжен Атже
Париж на рубеже веков

Эжен Атже.
Кабаре «Пор Салю», дом 163-бис по улице Сен-Жак. 
1903. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Ярмарка на площади Трона, вход со стороны зоопарка, 20-й округ. 
1914. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Ярмарка на площади Инвалидов, «Цирк зверей» и «Обезьяний Дворец», 7-й округ. 
1898. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Ярмарка на площади Инвалидов, аттракционы. 
1898. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Дети на кукольном спектакле в Люксембургском саду, 6-й округ. 
1898. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Магазин «Золотое солнце», площадь Школы, 1-й округ. 
1902. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Продавец зонтиков, площадь Сен-Медар, 5-й округ. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Точильщики за работой. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Кабаре «Пор Салю», дом 163-бис по улице Сен-Жак. 1903. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Ярмарка на площади Трона, вход со стороны зоопарка, 20-й округ. 1914. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Ярмарка на площади Инвалидов, «Цирк зверей» и «Обезьяний Дворец», 7-й округ. 1898. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Ярмарка на площади Инвалидов, аттракционы. 1898. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Дети на кукольном спектакле в Люксембургском саду, 6-й округ. 1898. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Магазин «Золотое солнце», площадь Школы, 1-й округ. 1902. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Продавец зонтиков, площадь Сен-Медар, 5-й округ. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Точильщики за работой. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Москва, 26.04.2001—25.05.2001

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Свернуть

О выставке

С первых дней своего существования Историческая библиотека города Парижа уделяла огромное внимание созданию фотографической коллекции. Начиная с 1872 года библиотека регулярно приобретала фотографии для своего архива, который уже к 1900 году насчитывал около 400 отпечатков и 900 стеклянных пластин Шарля Марвиля, датированных XIX веком, а также стеклянные пластины Мориса Бюке и Шарля Фремана, стеклянные пластины и выполненные с них отпечатки Генри Годфруа и т.д.
Работы Эжена Атже (1857–1927 гг.) занимают особое место в коллекции библиотеки, которая закупила у фотографа 5650 фотографических отпечатков, выполненных в период с 1898 по 1914 гг. и запечатлевших все парижские кварталы, включая ближние и дальние пригороды (Версаль, Фонтенбло и др.) и их обитателей. В 1906 году Марсель Поэт, хранитель Исторической библиотеки города Парижа, заказал Атже фоторепортаж, который должен был стать детальным отражением исторического облика столицы Франции. Работа Атже всегда строилась по принципу фотографических серий, и данный репортаж не стал исключением, положив начало третьей серии в творчестве фотографа, получившей название «топография старого Парижа» — того Парижа, который уже начинал исчезать и память о котором художник стремился запечатлеть во всех деталях. Лишь за некоторым исключением все фотографии этого репортажа были наклеены автором на картон, где его же рукой в правом нижнем углу чернилами проставлены название и подпись, а на обороте черным карандашом — номер соответствующего негатива. Эжен Атже всегда сам печатал свои фотографии со стеклянных негативов, используя практически не применявшийся с конца XIX века процесс на основе альбумина, представлявшего собой смесь яичного белка и соли или же хлористого алюминия. Позже фотограф начал наносить на свои отпечатки воск, своеобразный эффект от которого позволял добиться самых разных оттенков желтого цвета, вплоть до шоколадного.

С 1916 по 1918 годы творчество Эжена Атже переживало явный спад. Фотограф практически перестал снимать в эти годы, когда Историческая библиотека прекратила приобретать фотографии для своей коллекции. Именно поэтому в собрании библиотеки нет ни одной работы Атже, выполненной после 1915 года. Однако огромное количество тех фотографий, которые составляют ее архив, все же дают всеобъемлющее видение творчества Эжена Атже, в котором нашли отражение присущие фотографу темы это парижские фасады и дворы, многочисленные магазинчики и мастерские, портики и отдельные архитектурные детали, церкви и уличные сценки, фортификационные сооружения, Сена, городские празднества, а также интерьеры домов и общественных зданий. Единственным элементом, который так ни разу и не появился на снимках Атже, была Эйфелева башня, ставшая в конце XIX века олицетворением современности и являющаяся сегодня символом Парижа.

Выбор работ для выставки Эжена Атже «Париж на рубеже веков» обусловлен стремлением представить зрителю не тот Париж, который широко известен своими грандиозными памятниками и выдающимися архитектурными ансамблями, но Париж, вызывающий в представлении облик парижан и повседневную жизнь парижских улиц, какими они были 100 лет назад.

Лиза Дом