Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Эжен Атже - Париж на рубеже веков

Друзья, обращаем ваше внимание на то, что музей закрыт на ремонт. Следите за обновлениями на сайте и нашими страницами в социальных сетях!

Eng

Эжен Атже
Париж на рубеже веков

Эжен Атже.
Кабаре «Пор Салю», дом 163-бис по улице Сен-Жак. 
1903. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Ярмарка на площади Трона, вход со стороны зоопарка, 20-й округ. 
1914. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Ярмарка на площади Инвалидов, «Цирк зверей» и «Обезьяний Дворец», 7-й округ. 
1898. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Ярмарка на площади Инвалидов, аттракционы. 
1898. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Дети на кукольном спектакле в Люксембургском саду, 6-й округ. 
1898. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Магазин «Золотое солнце», площадь Школы, 1-й округ. 
1902. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Продавец зонтиков, площадь Сен-Медар, 5-й округ. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа Эжен Атже.
Точильщики за работой. 
Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Кабаре «Пор Салю», дом 163-бис по улице Сен-Жак. 1903. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Ярмарка на площади Трона, вход со стороны зоопарка, 20-й округ. 1914. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Ярмарка на площади Инвалидов, «Цирк зверей» и «Обезьяний Дворец», 7-й округ. 1898. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Ярмарка на площади Инвалидов, аттракционы. 1898. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Дети на кукольном спектакле в Люксембургском саду, 6-й округ. 1898. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Магазин «Золотое солнце», площадь Школы, 1-й округ. 1902. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Продавец зонтиков, площадь Сен-Медар, 5-й округ. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Эжен Атже. Точильщики за работой. Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Москва, 26.04.2001—25.05.2001

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Собрание Исторической библиотеки города Парижа

Свернуть

О выставке

С первых дней своего существования Историческая библиотека города Парижа уделяла огромное внимание созданию фотографической коллекции. Начиная с 1872 года библиотека регулярно приобретала фотографии для своего архива, который уже к 1900 году насчитывал около 400 отпечатков и 900 стеклянных пластин Шарля Марвиля, датированных XIX веком, а также стеклянные пластины Мориса Бюке и Шарля Фремана, стеклянные пластины и выполненные с них отпечатки Генри Годфруа и т.д.
Работы Эжена Атже (1857–1927 гг.) занимают особое место в коллекции библиотеки, которая закупила у фотографа 5650 фотографических отпечатков, выполненных в период с 1898 по 1914 гг. и запечатлевших все парижские кварталы, включая ближние и дальние пригороды (Версаль, Фонтенбло и др.) и их обитателей. В 1906 году Марсель Поэт, хранитель Исторической библиотеки города Парижа, заказал Атже фоторепортаж, который должен был стать детальным отражением исторического облика столицы Франции. Работа Атже всегда строилась по принципу фотографических серий, и данный репортаж не стал исключением, положив начало третьей серии в творчестве фотографа, получившей название «топография старого Парижа» — того Парижа, который уже начинал исчезать и память о котором художник стремился запечатлеть во всех деталях. Лишь за некоторым исключением все фотографии этого репортажа были наклеены автором на картон, где его же рукой в правом нижнем углу чернилами проставлены название и подпись, а на обороте черным карандашом — номер соответствующего негатива. Эжен Атже всегда сам печатал свои фотографии со стеклянных негативов, используя практически не применявшийся с конца XIX века процесс на основе альбумина, представлявшего собой смесь яичного белка и соли или же хлористого алюминия. Позже фотограф начал наносить на свои отпечатки воск, своеобразный эффект от которого позволял добиться самых разных оттенков желтого цвета, вплоть до шоколадного.

С 1916 по 1918 годы творчество Эжена Атже переживало явный спад. Фотограф практически перестал снимать в эти годы, когда Историческая библиотека прекратила приобретать фотографии для своей коллекции. Именно поэтому в собрании библиотеки нет ни одной работы Атже, выполненной после 1915 года. Однако огромное количество тех фотографий, которые составляют ее архив, все же дают всеобъемлющее видение творчества Эжена Атже, в котором нашли отражение присущие фотографу темы это парижские фасады и дворы, многочисленные магазинчики и мастерские, портики и отдельные архитектурные детали, церкви и уличные сценки, фортификационные сооружения, Сена, городские празднества, а также интерьеры домов и общественных зданий. Единственным элементом, который так ни разу и не появился на снимках Атже, была Эйфелева башня, ставшая в конце XIX века олицетворением современности и являющаяся сегодня символом Парижа.

Выбор работ для выставки Эжена Атже «Париж на рубеже веков» обусловлен стремлением представить зрителю не тот Париж, который широко известен своими грандиозными памятниками и выдающимися архитектурными ансамблями, но Париж, вызывающий в представлении облик парижан и повседневную жизнь парижских улиц, какими они были 100 лет назад.

Лиза Дом