Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | «Джойнт» в России, СССР и СНГ

«Джойнт» в России, СССР и СНГ

Еврейская школа в колонии.
Джойнт, Нью-Йорк Дети Таганчи. Криворожье.
Джойнт, Нью-Йорк Баня, после нескольких лет бездействия отремонтированная с помощью Джойнта.
Лабунь (ныне Ново-Лабунь Хмельницкой обл.). 
1923. 
Джойнт, Нью-Йорк В терапевтическом кабинете Еврейской поликлиники №1.
Екатеринослав.
1923. 
Джойнт, Нью-Йорк Ради экономии колонисты по очереди едут на телеге во время дальних поездок. Поездка в город за 50 км. занимает целый день. 
Джойнт, Нью-Йорк Общественная кухня в новой колонии.
Джойнт, Нью-Йорк Три старых колониста из колонии №50. Криворожье. 
Джойнт, Нью-Йорк Детский сад в колонии Первомайск.
Джойнт, Нью-Йорк Колонисты на молитве.
Джойнт, Нью-Йорк Военный оркестр исполняет «Хава Нагила» на торжественном открытии Хаседа Шломо. Житомир. 
3 июня 1998. 
Фото: И. Шустера

Еврейская школа в колонии. Джойнт, Нью-Йорк

Дети Таганчи. Криворожье. Джойнт, Нью-Йорк

Баня, после нескольких лет бездействия отремонтированная с помощью Джойнта. Лабунь (ныне Ново-Лабунь Хмельницкой обл.). 1923. Джойнт, Нью-Йорк

В терапевтическом кабинете Еврейской поликлиники №1. Екатеринослав. 1923. Джойнт, Нью-Йорк

Ради экономии колонисты по очереди едут на телеге во время дальних поездок. Поездка в город за 50 км. занимает целый день. Джойнт, Нью-Йорк

Общественная кухня в новой колонии. Джойнт, Нью-Йорк

Три старых колониста из колонии №50. Криворожье. Джойнт, Нью-Йорк

Детский сад в колонии Первомайск. Джойнт, Нью-Йорк

Колонисты на молитве. Джойнт, Нью-Йорк

Военный оркестр исполняет «Хава Нагила» на торжественном открытии Хаседа Шломо. Житомир. 3 июня 1998. Фото: И. Шустера

Москва, 21.10.2004—21.11.2004

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

 

Приглашение Приглашение Приглашение Приглашение

О выставке

Выставка «Джойнт» в России, СССР и СНГ«, организованная Американским Еврейским Объединенным Комитетом «Джойнт» и Московским Домом фотографии открывает новую страницу «Фотолетописи России» и представляет уникальные фотографии и документы, никогда ранее не выставлявшиеся в нашей стране. Выставка включает 250 фотографий из архивов Нью-Йорка, Иерусалима, Москвы, Киева, Симферополя, а также частных коллекций и коллекции «Джойнта».

На снимках, в основном, неизвестных фотографов — фрагмент истории, которая ни коим образом не вписывалась в новую идеологию СССР. Кровавые погромы на Украине, унесшие более пятидесяти тысяч жизней, репрессии по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, аресты, расстрелы — долгие годы официально «не существовали» для широкой публики.

Экспозицию открывают документальные кадры 1914-1924 годов, запечатлевшие детские приюты, богадельни, очереди за медицинской помощью во время I Мировой войны. В это время, в ответ на призыв о помощи еврейского населения Восточной Европы в Нью-Йорке был организован комитет «Джойнт».

Второй блок выставки посвящен деятельности корпорации «Агроджойнт» по созданию в СССР еврейских сельскохозяйственных поселений и коммун. Российская деревня в те годы не была избалована вниманием фотографов, продразверстка и коллективизация не фиксировались на пленку, поэтому снимки американских фотографов, сделанные в еврейских коммунах в 20-е годы являются уникальным историческим и художественным свидетельством эпохи.

Украшением экспозиции являются десятки работ величайшего советского графика Мейра Аксельрода, созданных в 30-е годы в еврейских сельскохозяйственных коммунах. Наивные, непосредственные, светлые и радостные акварели и гуаши Аксельрода контрастируют с фотографиями, и в то же время дополняют их. Переход из «лишенцев» в крестьяне не был долгим — коммуны были ликвидированы, а их лидеры арестованы и расстреляны...

Раздел выставки «Помощь Джойнта в отсутствие Джойнта» включает серию фотографий 1939-1988 годов и повествует о периоде советской истории, когда комитет «Джойнт» был объявлен «шпионской, террористической и сионистской организацией», по заданию которой врачи-убийцы расправились со Ждановым и Щербаковым. Деятельность Джойнта была запрещена, и последующие десятилетия посылки с гуманитарной помощью в СССР отправлялись анонимно. В экспозицию вошли письма общин и частных лиц, адресованные неизвестному благотворителю.

В 1989 году на волне Перестройки Джойнт был официально приглашен в СССР. Заключительный раздел выставки посвящен деятельности комитета в наши дни. Помощь жертвам землетрясений в Грузии и Армении, помощь пострадавшим во время террористических актов в Москве и Беслане — попытка сохранения мира в хаосе, переживаемом человечеством на рубеже веков.

«Джойнт» и московский Дом фотографии признательны Министерству Иностранных дел и Министерству Культуры РФ за поддержку этой выставки