Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Дмитрий Булин - Нам это снится

Дмитрий Булин
Нам это снится

Дмитрий Булин.
Зеркало Венеры.
2024.
Цифровая печать.
Проект реализован для издания The Blueprint. Дмитрий Булин.
Ид.
2024.
Цифровая печать.
Проект реализован для издания The Blueprint.

Дмитрий Булин. Зеркало Венеры. 2024. Цифровая печать. Проект реализован для издания The Blueprint.

Дмитрий Булин. Ид. 2024. Цифровая печать. Проект реализован для издания The Blueprint.

Москва, 4.07—7.09.2025

до окончания выставки — 49 дней

Поделиться с друзьями

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

Свернуть

О выставке

ДМИТРИЙ БУЛИН

Нам это снится

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова

В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2025» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Нам это снится» современного фотографа Дмитрия Булина. В 2022 году в МАММ проходил первый персональный выставочный проект Булина, ставшего обладателем главного приза грантовой программы Фонда Still Art в области фэшн-фотографии. На новой выставке будут показаны работы, в которых он вступает в захватывающий диалог с сюрреализмом и русской сказкой, демонстрируя развитие своего художественного языка.

Творческий метод Дмитрия Булина основан на постоянном взаимодействии с произведениями мировой культуры и искусства, их новом и актуальном прочтении. Проект «Нам это снится», созданный в 2024 году к столетию сюрреализма для издания The Blueprint, — оммаж важнейшему направлению, утвердившему новый тип художественного мышления.

В 1924 году французский поэт и идеолог сюрреализма Андре Бретон издал манифест, в котором отвергал рационализм и практическую пользу, призывая искать вдохновение для творчества в собственном подсознании, фантазиях и сновидениях. Огромное влияние на сюрреализм оказал активно развивавшийся в то время психоанализ, в первую очередь идеи Зигмунда Фрейда, изложенные в «Толковании сновидений», а также теория коллективного бессознательного Карла Юнга. Согласно последней, в психике каждого человека заложены универсальные образы — архетипы, проявляющиеся в мифах, сказках, искусстве, религии и т. д.

В своих работах Булин предлагает оригинальные интерпретации знаковых образов сюрреализма, представленных в произведениях классиков Сальвадора Дали («Слоны»), Рене Магритта («Украшенный»), Джорджо де Кирико («Песня любви»), Ман Рэя («Кики де Монпарнас»).

Интерес к ирреальному и архетипическому прослеживается и в новом проекте Дмитрия Булина «Между царствами» (2025), созданном специально для выставки в МАММ, в котором он обращается к русскому фольклору и обрядовым мотивам. Сегодня русская сказка — главный тренд современной отечественной культуры. Она служит неисчерпаемым ресурсом для художников, продюсеров и режиссеров, модных дизайнеров. Повышенный спрос на сказку делает ее не только предметом изучения и интерпретации, но и зачастую упрощает до аттракциона. Как чуткого и тонкого художника, Булина отличает вдумчивый, бережный подход к материалу, понимание его многослойности и глубины.

Изучая русские сказки, былины, предания и другие жанры фольклора, Булин пластически переосмысливает их сквозные темы и образы. В частности, в фокусе его внимания оказываются ключевые для сказки мотивы дуальности, двоемирия, трансцендентного перехода, метаморфоз. Герои Булина путешествуют между двумя мирами: земным и потусторонним, водным и подводным — в сопровождении птиц Сирин, Алконост и других мифических существ.

Во время работы над проектом фотограф опирался на исследования знаменитого филолога и фольклориста Владимира Проппа. В своей программной работе «Морфология сказки» (1928) Пропп изучал, как устроена волшебная сказка. Он проанализировал сто произведений из наиболее полного сборника «Народные русские сказки» ученого и собирателя фольклора Александра Афанасьева и обнаружил, что все они обладают универсальной структурой повествования. Так, у сказочного персонажа есть семь основных ролей (герой, вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее отец), ложный герой) и 31 функция (запрет — нарушение, преследование — спасение и т. д.). Открытия Проппа до сих пор используют писатели, сценаристы, разработчики видеоигр во всем мире.

Эстетическим ориентиром для Булина послужили этнографические фотографии XIX века с изображениями костюмов и быта различных народностей, сделанные во время научных экспедиций по губерниям Российской империи, а также работы выдающихся фотографов Андрея Деньера, Вильяма Каррика и Максима Дмитриева, снимавших сюжеты из народной жизни и этнические типы. Для съемок Булин использовал подлинные предметы русского костюма и крестьянского быта из коллекций Андрея Боровского, Любови Алиповой и Филиппа Маякова, а также реконструкции современных дизайнеров — украшения и кокошники, воссозданные по живописным портретам и оригинальным фотографиям.

Работы Дмитрия Булина — не иллюстрации конкретных сказок, а визуальное исследование их символического языка, архетипических образов, особенностей национального культурного кода и идентичности. Частью проекта также стал видео-арт, созданный с помощью искусственного интеллекта по мотивам русских сказок.

 

Генеральный радиопартнер

Серебряный дождь

Стратегический информационный партнер

marieclaire

Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia

Информационные партнеры

Первый канал Crocus TV Русский пионерДиалог ИскусствThe Vanderlust  RosPhotoPhotographer.ruMagenta