Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Венгерский авангард. 1918-1939

Венгерский авангард. 1918-1939

Лайош Лендьел. Элла со стеклянной тарелкой. 1938. Серебряно-желатиновая печать. Частная коллекция Йожеф Печи. Мода. 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии Нандор Барани. Движение. Около 1936.
Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии Нандор Барани. Баланс. 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии Лайош Лендьел. Прибыль. Около 1930. Коллаж.
Частная коллекция

Лайош Лендьел. Элла со стеклянной тарелкой. 1938. Серебряно-желатиновая печать. Частная коллекция

Йожеф Печи. Мода. 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии

Нандор Барани. Движение. Около 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии

Нандор Барани. Баланс. 1936. Серебряно-желатиновая печать. Венгерский музей фотографии

Лайош Лендьел. Прибыль. Около 1930. Коллаж. Частная коллекция

Москва, 10.10.2017—8.01.2018

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

О выставке

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Венгерский авангард. 1918—1939». В экспозицию вошли 60 работ из собрания Венгерского музея фотографии и частных коллекций, помогающие составить представление о том, как развивалось венгерская фотография в период между мировыми войнами. На выставке показаны работы ведущих венгерских фотографов-модернистов: Имре Кински, Евы Бешне, Юдит Карас, Лайоша Лендьела, Йожефа Печи, Нандора Барани, Кароя Эшера, Ангело, Ференца Хаара, Эрнё Вадаша, Иштвана Керня и Денеша Ронаи.

В начале ХХ века Европа представляла собой единое, интернациональное, динамично развивающееся культурное пространство, объединявшее художников, писателей, фотографов, философов и поэтов. В этом колоссальном «плавильном котле» зарождались новые идеи и художественные течения, последователями которых становились люди самых разных культур и национальностей.

В период между мировыми войнами Венгрия подарила миру целую плеяду гениев, имена которых сегодня знает каждый. Андре Кертеш, Брассай, Ласло Мохой-Надь, Мартин Мункачи и Роберта Капа — величайшие звезды фотографии первой половины ХХ века, ставшие знаменитыми в Париже, Берлине, Нью-Йорке — были выходцами из Австро-Венгерской империи.

Венгрия была местом невероятной концентрации фотографических талантов, и выставка в МАММ убедительно это доказывает. В целом история венгерской фотографии развивалась параллельно с западноевропейскими художественными течениями и направлениями. Например, художественная группа «Magyar vadak» («Венгерские дикие») в период с 1904 по 1914 годы повторяла путь французских художников-современников, а в творчестве авангардной группы «Nyolcak» («Восемь»), которая сложилась в 1911 году, ярко проявилось характерное для той эпохи стремление к обновлению в живописи.

В это время в Венгрии были популярны и фоторепортаж, и салонная, и социографическая, и художественная фотография. Отличительными особенностями «венгерского стиля» были: печать серебряно-желатиновых снимков на зеркальных поверхностях, использование мягкого рисунка объектива и контрового света при компоновке кадра.

Развитие политически ангажированной социографической фотографии в Венгрии и в венгерской диаспоре ближнего зарубежья можно наблюдать в творчестве трех образовавшихся в 1930-е годы объединений: движения «Sarló» («Серп»), базировавшегося в Чехословакии и возглавляемого Эдгаром Балогом; группы «Munka» («Труд») под руководством Лайоша Кашшака и связанной с венгерским народническим движением группы Сегедского молодежного художественного коллегиума, во главе которой стоял Дюла Ортутаи. К «Sarló» можно причислить Ирен Блю, к кругу Кашшака — Ференца Хаара и Лайоша Лендьела, а к сегедской группе — закончившую Баухаус Юдит Карас.

Представители всех трех групп, несмотря на различия в политических взглядах, с помощью фотографии стремились бороться с социальными проблемами и несправедливостью. Их творческое видение передано словами Лайоша Гро, одного из членов группы Кашшака: «Эти фотографии — орудие классовой борьбы». Одновременно с этим в творчестве фотографов четко просматривался гуманистический пафос. Это сочетание социального и общечеловеческого с легкой руки венгерского историка искусства Ивана Хевеша в 1934 году получило название «нового видения».

Проект представлен

Венгерский музей фотографии

При поддержке

NKA Национальный культурный фонд Институт Балашши, Венгерский культурный, научный и информационный центр в Москве

Стратегический партнер


Гедеон Рихтер


Информационные партнеры

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер


The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид Фотогора