18 мая в рамках акций «День исторического и культурного наследия» и «Ночь в музее» посещение музея бесплатно по предварительной регистрации.
Гёксин Сипахиоглу. Студентка-пацифистка кладет цветок в пилотку полицейского, защищающего Сорбонну во время студенческих мятежей. 16 июня 1968
Гёксин Сипахиоглу. Студенческие беспорядки. 6 мая 1968
Гёксин Сипахиоглу. Студенческие беспорядки. 6 мая 1968
Гёксин Сипахиоглу. Влюбленные 1960-х на манифестации перед заводом «Ситроен». 1 июня 1968
Гёксин Сипахиоглу. Двое школьников перебираются через баррикады. Париж. 11 июня 1968
выставка завершилась
4-й Сыромятнический пер., д. 1/6
11.00–20.00, кроме понедельника
Взгляд на баррикады
Когда разразились события мая 68 года, Гёксин Сипахиоглу только год как находился в Париже в качестве корреспондента нескольких крупных турецких газет. Он также работал фотографом в агентстве ВИЗО (предок Гамма и, разумеется, СИПА ПРЕСС), где также работал Жиль Карон, которому предстояло погибнуть в Камбодже в расцвете сил и открыть длинный список фотожурналистов, погибших на поле брани или под пулями фанатиков.
Главное достоинство Гёксина — его умный и живой взгляд, дающий пищу воображению, умеющему предвкушать и предвидеть.
Он очень быстро пошел вверх. Некоторые его фотографии к тому времени уже обошли земной шар...
Мая 68 станет для него своего рода вступительным экзаменом. Примут его или нет в сообщество великих фотографов? В тот месяц все лучшие фотографы мира бродят в районе Сен-Мишель, Бастилии и Елисейских полей. Суровая конкуренция. Великий турок дает им всем понять, что им придется с ним считаться. Газеты одна за другой на своих первых страницах и разворотах помещают его фотографии.
Для меня самой выразительной фотографией этой «Весны бешеных» является та, на которой спецназовец в пилотке и плаще проходит с выражением презрения и еще пока сдерживаемой силы на лице, мимо толпы размахивающей руками и орущей «C. R. S. -S. S!» (Республиканские силы безопасности — эсэсовцы). Девиз дня! А над головами, ровно посередине между экзальтированными гражданами и силами порядка, хранящими молчание полное угроз, можно прочитать «Порок и добродетель», афиша с названием фильма Вадима на фасаде кинотеатра на заднем плане этой сцены.
На другой фотографии мы видим как ночью на разгромленных улицах Парижа перевозбужденные студенты размахивают еще одним панно, сорванным с кинотеатра. На нем можно прочитать «Полиция над городом». У Гёксина взгляд охотника, с упрямым терпением поджидающего жертву. Он умеет ждать на нужном месте сцену, которую он предчувствовал. За долгие выжидания в укромных местах он получил немало ударов дубинками от спецназовцев, которых раздражало его невыносимое вездесущие.
«Весна бешеных» позволила ему действительно проявить себя во Франции. В нем тоже было много еще неиспользованной злости и непроявленного таланта. Май 68 дал ему этот шанс. «Это только начало, мы продолжим борьбу», орали студенты общества достатка, которые в порыве романтизма, унаследованного из прошлого, размечтались о «великом вечере». Для Гёксина это тоже было только начало. Он будет неутомимо продолжать борьбу. Сегодня созданное им агентство СИПА ПРЕСС известно во всем мире. Молодежь приходит к нему, чтобы поучиться секретам ремесла, и сегодня имена многих из его учеников широко известны.
Сорок лет прошло с этого «Времени цветения вишен» [известная песня о коммунарах — пер.], чем-то похожего на время Коммуны, но так как нищета была побеждена, на сей раз сытых детей счастливой Франции, в которой тогда практически ничего не знали о безработице уже, слава Богу, не расстреливали. В крайнем случае их только проучивали, помахивая дубинкой, с той учтивостью, которую заслуживают бунтари воспитанного и богатого общества, эти анфан террибли, требовавшие главным образом «Сексуальной свободы», «Права на Лень» и своим громким бунтом показывающие кукиш морали, в этом тоже, как и с баррикадами, опоздавшие на век. Фотографии Гёксина сегодня принадлежат истории.
Жан Бертолино
Великий репортер
Продюсер «52 SUR LA UNE»