RussianEnglish

Владимир Богданов
Ретроспектива. В рамках программы «Классики российской фотографии»

Владимир Богданов. Байк-центр. Москва, 1990-е 
Мультимедиа Арт Музей, Москва Владимир Богданов. Сретенка. Москва, 1984. Мультимедиа Арт Музей, Москва Владимир Богданов. К нам приехал Хулио Иглесиас. Москва, 1995. Мультимедиа Арт Музей, Москва Владимир Богданов. Китайская шубка. Москва, 1993. Мультимедиа Арт Музей, Москва Владимир Богданов. Шубы и телогрейки. Москва, 1990-е. Мультимедиа Арт Музей, Москва Владимир Богданов. Страстной бульвар. Москва, 1992. Мультимедиа Арт Музей, Москва Владимир Богданов. Ленинград, 1964. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. Байк-центр. Москва, 1990-е Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. Сретенка. Москва, 1984. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. К нам приехал Хулио Иглесиас. Москва, 1995. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. Китайская шубка. Москва, 1993. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. Шубы и телогрейки. Москва, 1990-е. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. Страстной бульвар. Москва, 1992. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Владимир Богданов. Ленинград, 1964. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Москва, 21.VII—3.IX.2017

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Куратор: Елена Мисаланди

Куратор: Елена Мисаланди

Свернуть

О выставке

В рамках программы «Классики российской фотографии» МАММ представляет первую масштабную ретроспективу выдающегося современного фотографа Владимира Богданова. В экспозицию вошли более 100 фотографий из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва, созданных Богдановым в 1960-е — 2000-е годы.

Владимир Богданов родился в 1937 году. Начало его творческой деятельности совпало с хрущевской «оттепелью». Впервые за долгое время у художников, писателей, поэтов, фотографов появилась возможность отойти от канонов сталинского соцреализма, чтобы рассказать истории самых обычных людей. На смену официозу и пафосу приходит гуманизм. Фотография становится массовым увлечением. В середине 1950-х годов при Клубах и Домах культуры один за другим открываются фотокружки. В 1955 году, ещё будучи студентом Текстильного института, Владимир Богданов вступает в одно из первых в стране объединений фотолюбителей при Выборгском Дворце культуры — ленинградский фотоклуб ВДК.

Любимое хобби Владимира Богданова становится его профессией. Через несколько лет его фотографии начинают публиковать газеты «Смена» и «Ленинградская правда». Позже — уже в Москве — Богданов начинает сотрудничать с «Комсомольской правдой», «Советской Россией» и «Литературной газетой», в которой он проработал более двадцати лет.

Известность фотографу принесли портреты его знаменитых современников — Лили Брик, Булата Окуджавы, Фаины Раневской, Мстислава Ростроповича, Арсения Тарковского, Михаила Горбачёва, Андрея Сахарова. Не менее интересны и значительны портреты никому не известных людей — влюблённых, случайных прохожих, участников протестных митингов, детей и стариков — всегда неожиданные, непредсказуемые и живые.

Творчество Богданова оказалось заключено в рамки двух оттепелей — хрущёвской и горбачёвской, когда общество пыталось осознать и, в какой-то мере, преодолеть последствия сталинского режима и брежневского застоя, когда робкая либерализация общественно-политической жизни, ослабление цензуры помогли художникам раздвинуть идеологические границы единственно разрешённого художественного направления — социалистического реализма.

Владимир Богданов — один из самых ярких представителей street photography, «уличной фотографии». Что бы ни попадало в объектив его фотокамеры — московские дворики, волшебные набережные родного Ленинграда, переулки и улицы Вологды и Нижнего Новгорода — всё оказывалось исполненным смысла и непоказного счастья бытия. Творчество Владимира Богданова — образец свободной гуманистической фотографии, в центре внимания которой — не масса, не коллектив, но — отдельный человек.

Сам Богданов подчёркивает: «У профессиональных фотографов есть такое выражение — „прикормить точку“. Во многих снимках есть элементы случайности и везения. Для меня объект — не самое главное, важнее состояние этого объекта».

Замечательный фотограф и публицист Юрий Рост посвятил своему другу и коллеге Владимиру Богданову эссе «Эффект Богданова».
«Я учился в Ленинграде и присматривался к Городу и его обитателям. Написать хоть что-то я смог, лишь когда впитал его и их, вжился и оброс друзьями-питерцами. Когда восторг стал плавным и обыкновенным состоянием, не замечаемым в обычной жизни. А фотографировал с отвагой, и никому не показывал, потому снятое мной было не сопоставимо с фотографиями тех, кого я сразу выделил — Витя Якобсон, Валя Брязгин и Володя Богданов.
Из этой достойной троицы ближе всех был Володя, хотя с Якобсоном мы сделали две книжки и я не перестаю восхищаться его мастерством. Теперь уже по памяти. Он был великолепный газетчик. С лирическим уклоном. Насколько это было возможно в „Правде“.
Брязгин явился мне примером ненавистного словосочетания „фотохудожник“. Однако мастер был незаурядный и умел так снять и обработать изображение Города, что оно просилось в иллюстрацию или в раму на стене.
Володя Богданов духовно и душевно совпадал и совпадает до сих пор с моим представлением о „невмешательстве портрета в жизнь живого человека“. Его фотография тактична и дает представление не только о герое (а снял он великое множество людей эпохи), но и об отношении питерского интеллигента Владимира Богданова к ним. Не скажу, что всех своих героев он любит, но всех щадит. Он не пользуется властью фотографа над проживающим мимо человеком. Он терпеливо ждет, когда тот подаст Богданову неосознанный сигнал: „Снимай, я сейчас тот, кого ты ждешь“.
Подчиняясь этому подсознательному диктату, Володя словно лишается выбора, потому что талант художника-наблюдателя мимо воли его решает, какой Момент останется на снимке. И, разумеется, за мастером Богдановым остается то, что отличает искусство от ремесла — отбор. Этот отбор дает нам радость прикосновения к другим жизням и жизни самого Владимира Богданова, за которым я наблюдаю много лет. И восхищаюсь.
И восхищаюсь!»

Юрий Рост

Информационные партнеры

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид Фотогора

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.