Mikhail Prekhner
Retrospective

Mikhail Prekhner.
Model aircraft enthusiast. 1934.
For the magazine USSR in Construction, 1935, №1.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
Friends.
Mid-1930s.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
From the series 'Pushkin Square'.
Moscow, 1932-1935.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
From the series 'Pushkin Square'.
Moscow, 1932-1935.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
Moscow, square near Krasniye Vorota.
1932.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
From the series 'International Commune Nursery'. 1934.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
Narkomzem building.
Moscow, 1933.
Silver gelatin print Mikhail Prekhner.
Portrait of his wife.
Second half of the 1930s.
Photographer’s silver gelatin print Mikhail Prekhner.
For the book ‘First Cavalry Army’.
1935.
Photographer’s silver gelatin print Mikhail Prekhner.
Shooting in Oirotia. 1935.
Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. Model aircraft enthusiast. 1934. For the magazine USSR in Construction, 1935, №1. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. Friends. Mid-1930s. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. From the series 'Pushkin Square'. Moscow, 1932-1935. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. From the series 'Pushkin Square'. Moscow, 1932-1935. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. Moscow, square near Krasniye Vorota. 1932. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. From the series 'International Commune Nursery'. 1934. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. Narkomzem building. Moscow, 1933. Silver gelatin print

Mikhail Prekhner. Portrait of his wife. Second half of the 1930s. Photographer’s silver gelatin print

Mikhail Prekhner. For the book ‘First Cavalry Army’. 1935. Photographer’s silver gelatin print

Mikhail Prekhner. Shooting in Oirotia. 1935. Silver gelatin print

Moscow, 29.I.2013—24.II.2013

exhibition is over

Share with friends

Video

Opening day photos

Natalia Prekhner Olga Sviblova, Sergey Burasovskiy, Natalia Prekhner, Elena Misalandi, Maria Zhotikova-Shaihet and Denis Le Vot (Renault) Olga Sviblova Sergey Burasovskiy, Natalia Prekhner, Elena Misalandi, Maria Zhotikova-Shaihet, Denis Le Vot (Renault) and Olga Sviblova Olga Sviblova Natalia Prekhner

For mass-media

I was born in Warsaw in 1911, into the family of a white-collar worker. In 1914 we moved to Moscow. I was interested in photography from childhood. After graduating in 1928 from the nine-year high school I decided to make photography my profession. I went to work in the editorial offices of Radioslushatel (Radio Listener) and Govorit Moskva (Moscow Calling). After working there as photo correspondent for two years I was appointed as first-category photo reporter at the Soyuzfoto agency. There I was trained as a news photographer.

From December 1931 I worked at Izogiz (subsequently Iskusstvo publishers) on specific large-scale themes for albums. I was actively involved in producing the albums ’First Cavalry Army’, ’Universities’, ’The Red Army’, ’Pioneering’ and ’Socialist Industry’ for exhibitions in Paris and the USA, etc. For the ’First Cavalry’ album, in which most of the photographs were mine, I received official recognition from my publishers.

Beginning in 1932 I contributed to the magazine SSSR na stroike (USSR in Construction). In 1932 these shots were featured in the issues ’Dneprostroi’, ’Khibiny’ and ’Railway Transport’. Thereafter my work was inseparably linked to the USSR in Construction editorial office. I produced special issues entitled ’The Red Navy’, ’Buryat-Mongolia’, ’Pushkin’ (?), ’Happy Old Age’, ’The Far East’, ’Small Towns’, ’Steel’, etc.

During trips to every corner of the Soviet Union I always had to instruct local editorial workers, help format regional newspapers and make wall newspapers at collective farms, Red Army units and factories. In Khabarovsk, for instance, the local newspaper organised a large-scale meeting with the city’s professional and amateur photographers, with whom I shared my experience of working for print publications. I also worked with Pioneers at the House of the Young Technician in Moscow.

From 1933 I participated in all the exhibitions of Soviet photography abroad. Also from that time onwards my photographs featured in dozens of international exhibitions in Europe and America. I was awarded the Grand Silver Medal for my work at the Antwerp International Exhibition in 1938.

I received First Class prizes at exhibitions by Moscow photographers, and at the All-Ukrainian Photo Exhibition in Kiev.

Mikhail Prekhner was only 30 when he died. He was dispatched as press photographer to record the assault on Tallinn in August 1941. While the bombs fell, shy, delicate Prekhner in his dark-blue striped civilian suit took shots of the Russian evacuation on 27 August, the day before the Germans entered Tallinn. He was seen taking photographs as troops boarded the ship under artillery fire, but he himself was in no hurry to embark and continued shooting to the end of the film, as a soldier shoots to the very last cartridge. In his profession the most treasured frame was the last...

There were two Prekhner brothers, Max and Mikhail. On the eve of the First World War their parents brought them from Warsaw to Moscow. Both had a keen interest in photography. In 1920, after finishing school, Max Prekhner began training as a photographer at a vocational college. Mikhail, the youngest brother, was then aged nine. His elder sibling is well known for shooting the 1933 Moscow—Kara Kum—Moscow automobile rally, with Roman Karmen acting as film cameraman. But it was the younger brother, Mikhail, who was invited to take part in the famous 1935 exhibition of Soviet photo art, where the jury included Sergei Eisenstein, Alexander Rodchenko and Alexander Grinberg.

The younger Prekhner’s work made such a favourable impression that the issue of Soviet Photo magazine covering this exhibition (№ 6, 1935) printed a separate article devoted to Prekhner junior, in the feature ‘Profiles of Masters’: ‘He is just 24. But despite his tender age he shows great promise and has made many interesting and significant achievements in his chosen field,’ writes P. Krasnov. ‘The first collection of Prekhner’s work appeared in the journal USSR in Construction, in an issue marking the tenth anniversary of the Buryat-Mongolian Republic. For this issue Prekhner took photographs ‘in tandem’ with M. Alpert, an accomplished press photographer with many years’ experience. Mikhail Prekhner emerged from this unofficially declared contest with flying colours.’

Admittedly, the young photographer was well prepared for the ‘contest’ with Max Alpert. Although lacking specialist training (can many boast of this, even today?), he learned from experience at the Izogiz publishing house. He had begun work there in 1932. At that time Izogiz produced information-propaganda albums, including ‘First Cavalry Army’, ‘Universities’, ‘Red Army’ and ‘Industry of Socialism’. Leading photographers such as Alexander Rodchenko collaborated with the publisher. Notably, Rodchenko participated in preparation of the ‘First Cavalry Army’ album with photographs by Mikhail Prekhner. The publishing house awarded Prekhner official recognition for this commission.

Certainly Rodchenko’s innovations such as the ‘oblique’ slant, sharp camera angle and shots from above or below were very popular. But Mikhail Prekhner was a talented pupil. We need only look at the shot ‘Jump’ in the same issue of Soviet Photo. The naked figure of a boy getting ready to jump, against a background of sky. His back is straight, arms raised and held slightly behind him like wings. Although still motionless, his entire body is taut, tense with the exertion of energy. There are no details, only the sloping board of a narrow platform where the child stands. Prekhner took the photograph from below, and a little behind. As a result the young boy with outstretched arms seems to hover in the sky.

Images of sportsmen are among the favourite themes of Soviet photography. Orderly rows of muscular gymnasts at athletics parades on Red Square, young swimmers and athletes with a stadium in the background symbolised youth, energy, and the country’s optimistic aspirations for the future. Probably Prekhner, too, was aiming for exactly this effect. But strangely enough, an unexpected and by no means constructivist nuance of meaning appears in the photograph, in addition to the characteristic and wholly ‘Rodchenko’ angle. The beauty of the human body, the refined plasticity of movement, the nudity, implied naturalness and proximity to nature are motifs from a very different, certainly not modernist, oeuvre. A human being valued in his own right, not merely a cog in the social machinery.

This calls to mind the interest in ‘plastic man’ prevalent throughout the 1910s and 1920s. Who could forget the barefoot dances by the studio of Isadora Duncan. But plasticity in motion was studied by scientists and photographers, as well as choreographers. An entire choreological laboratory operated at the Academy of Artistic Sciences (GAKhN), but was later dismantled — it was hard to find any ‘depiction of contemporary reality’ in nude studies and dance études. However, in the mid-1920s the Academy managed to organise several photography exhibitions presenting ‘The Art of Movement’. They displayed works by such eminent masters as Nikolai Andreyev, Alexander Grinberg, Nikolai Svishchov-Paola, Moisei Nappelbaum and Yuri Yeremin. It is unlikely the Prekhner brothers, by their own admission ‘keen amateur photographers’, would have missed the sensational exhibitions in 1925 and 1926 of work by photographers from the old, pictorial school. It seems only natural for them to attend, especially since Mikhail would have been 14 and 15 at the time, Max 21 and 22. Whatever the case, in Mikhail’s photograph ‘Jump’ we detect a similar admiration for plastic movement, harking back to classical culture. His little swimmer is more akin to a Greek god than a future aviator.

Curiously enough, indirect proof of the younger Prekhner’s interest in the pictorialists can be found in a passage entitled ‘What the Stands Teach Us’, published in the same issue of Soviet Photo. Recalling that at the exhibition ‘in 1928 ...as a keen amateur photographer I spent hours scrutinising and studying shots by Alpert, Yeremin, Fridlyand and other participants’, he singles out Yuri Yeremin: ‘The images by Yeremin are impeccable and subtle. For a long time Yeremin has influenced my work. Not only amateurs, but all our press photographers can learn something from him.’

It is no surprise that lyricism is seen as a hallmark of the younger Prekhner’s style. ‘Prekhner’s lyricism is not the product of languid frames of mind, it is filled with vernal transparency and great love for man,’ writes P. Krasnov. This lyricism is also picturesque. For confirmation we can turn to the photographic series shot in Pereslavl-Zalessky. Prekhner photographed this in 1940, for the May issue of USSR in Construction, devoted to small towns. It stands to reason that here we see a shot of the Pravda newspaper wall-stand with the Transfiguration of Our Saviour Cathedral in the background. How could he not include a juxtaposition of the ‘old’ and ‘new’? The workshops of the local factory may appear in an uncompromising constructivist style. But the fishermen on the lake, the netted fish and the ancient walls of a former monastery are photographed as if this were heaven on earth.

Of course he was a man of his time. At least, unlike the pictorialists, he preferred to use his Leica instead of photographic plates. ‘Unfortunately he was a zealous advocate of the Leica. And although he wielded it like a true virtuoso, we were obliged to warn him of this camera’s harmful influence,’ lamented P. Krasnov, an admirer of his work. Probably Prekhner absorbed the best features that Soviet photography could offer him at the time. Rodchenko made an accurate appraisal: ‘Prekhner resolved the task in a simple manner — he took the very best from everyone: the prettiness, the long shot angle and lyricism from Yeremin, the laconic subject matter from Shaikhet, and the positions and angles from me. Obviously it was a success...’ However, Rodchenko made the harsh observation in 1936 that ‘Prekhner has produced some good work, but lacks any real creative identity’. In fact this was not so much criticism as an indication that the photographer had scope to develop his skills. As if an eternity lay ahead.

But he had only five years left. In 1938 one of Mikhail Prekhner’s photographs was awarded a silver medal at an international exhibition in Antwerp. It had seemed that his brother was far less fortunate. He served in the air force. In 1938 Max became a victim of political repression. In October 1941 he was mobilised to a penal company as rifleman-photographer. Apparently such duties were listed in the table of ranks. Probably he was unaware his brother was no longer alive. But ultimately fate was kind to the elder Prekhner. Max Prekhner fought to the end of the war, although he was wounded in March 1945. He died in Moscow in 1982. In the city where, back in the 1920s, he gave his brother a camera to hold, for the very first time.

Zhanna Vasilieva

With the support of

Renault

Strategic information partner

Art Chronika

General information partner

TimeOut

Information partners

1st Channel Fashion Collection Buro 24/7 Kommersnat FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Courrier de Russie Photosight be in Foto-Video DI

Official guide of the "Fashion and Style in Photography - 2013"

Арт-Гид 13.03.12

© Multimedia Complex of Actual Arts, Moscow

All rights reserved, 1997—2017. Credits

RussianEnglish

Михаил Прехнер
Ретроспектива

Михаил Прехнер.
Авиамоделист. 1934.
Для журнала «СССР на стройке». 1935. №1.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Друзья.
Середина 1930-х.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Из серии «Пушкинская площадь».
Москва, 1932-1935.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Из серии «Пушкинская площадь».
Москва, 1932-1935.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Москва, площадь у Красных ворот.
1932.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Из серии «Ясли коммуны “Интернационал”».
1934.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Здание Наркомзема.
Москва, 1933.
Серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Портрет жены.
Вторая половина 1930-х.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер.
Для книги «Первая конная». 
1935.
Авторский серебряно-желатиновый отпечаток Михаил Прехнер на съемках в Ойротии.
1935.
Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Авиамоделист. 1934. Для журнала «СССР на стройке». 1935. №1. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Друзья. Середина 1930-х. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Из серии «Пушкинская площадь». Москва, 1932-1935. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Из серии «Пушкинская площадь». Москва, 1932-1935. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Москва, площадь у Красных ворот. 1932. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Из серии «Ясли коммуны “Интернационал”». 1934. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Здание Наркомзема. Москва, 1933. Серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Портрет жены. Вторая половина 1930-х. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер. Для книги «Первая конная». 1935. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток

Михаил Прехнер на съемках в Ойротии. 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток

Москва, 29.I.2013—24.II.2013

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

Музей «Московский Дом фотографии» представляет персональную выставку одного из классиков отечественной конструктивистской фотографии Михаила Прехнера (1911-1941). Это первая экспозиция музея, посвященная фотографу, в нее вошло около 150 снимков 1930-х годов, ранее неизвестных широкой публике. Большинство фотографий — современная печать с негативов, которые в свое время не были опубликованы в журналах. 15 фотографий представлены в оригинальной авторской печати. Этот уникальный материал сохранился в архиве дочери Прехнера, благодаря чему мы сегодня можем открыть заново этого фотографа.

Музей «Московский Дом фотографии» представляет персональную выставку одного из классиков отечественной конструктивистской фотографии Михаила Прехнера (1911-1941). Это первая экспозиция музея, посвященная фотографу, в нее вошло около 150 снимков 1930-х годов, ранее неизвестных широкой публике. Большинство фотографий — современная печать с негативов, которые в свое время не были опубликованы в журналах. 15 фотографий представлены в оригинальной авторской печати. Этот уникальный материал сохранился в архиве дочери Прехнера, благодаря чему мы сегодня можем открыть заново этого фотографа.

Свернуть

Видео

Фото с вернисажа

Наталья Михайловна Прехнер Ольга Свиблова, Сергей Бурасовский, Наталья Прехнер, Елена Мисаланди, Мария Жотикова-Шайхет и Дени ле Вот (Renault) Ольга Свиблова Сергей Бурасовский, Наталья Прехнер, Елена Мисаланди, Мария Жотикова-Шайхет, Дени ле Вот (Renault) и Ольга Свиблова Ольга Свиблова Наталья Михайловна Прехнер

Каталог выставки

Восьмой Московский Международный фестиваль: Каталог.
М., 2013. – 256 с., 23,5х31 см.
ISBN 978-5-93977-069-9
RUR 750

О выставке

Михаил Прехнер родился в Варшаве, в возрасте 14 лет приехал в Москву, а в 17 лет решил сделать фотографию профессией. В 1928 году он начал работать в редакциях «Говорит Москва» и «Радиослушатель», а через два года перешел в Союзфото. 1930-е годы — время сотрудничества Прехнера с Изогизом (за работу над альбомом «Первая конная» ему была объявлена особая благодарность от издательства) и журналом «СССР на стройке», где старшими его коллегами были Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Григорий Зельма и другие. За короткий срок его работы были помещены в семнадцати номерах, среди которых «Красный военно-морской флот», «Бурят-Монголия», «Счастливая старость», «Дальний Восток», «Маленькие города», «Сталь».

В 1930-е годы Михаил Прехнер снимал такие серии, как «Москва», «Пляж», «Автомобили», «Военный парад на Красной Площади», «Ясли-сад», а также 8-й Чрезвычайный съезд советов 1936 года. Начиная с 1933 года Прехнер участвовал во всех выставках советской фотографии за рубежом. В 1938 году на международной выставке в Антверпене он получил большую серебряную медаль.

Жизнь Михаила Прехнера оборвалась очень рано, в самом начале войны — во время командировки в Таллин он погиб в возрасте 30 лет. Командировка в Таллин стала для него последней. 28-го августа 1941 г немецкие войска заняли город, а 27-го началась эвакуация наших частей. К тому времени оба берега Финского залива уже были в руках противника. Против конвоя действовали курсанты бомбардировочной школы Люфтваффе.

«До этого Прехнер слетал в Москву со снимками действующего флота для „Правды“, вернулся в Таллин, хотя это было очень трудно сделать, перед самым концом, чуть ли не за день до оставления города, и никто не знает, на каком из кораблей он ушел. Его видели Всеволод Вишневский и Анатолий Тарасенков фотографирующим погрузку войск под артиллерийским огнем; его видел Николай Михайловский в Минной гавани не торопящимся на корабль, снимающим других. Он снимал до последнего кадра, как стреляет солдат до последнего патрона. Последний кадр в его профессии был самым ценным...» (из воспоминаний журналиста Владимира Рудного в книге «Действующий флот»).

Родился в 1911 г. в Варшаве, в семье служащего. В 1914 году вместе с семьей переехал в Москву. Фотографией увлекался с детства. Окончив среднюю школу-девятилетку в 1928 г., решил фотографию сделать своей профессией. Поступил на работу в редакцию «Радиослушателя», «Говорит Москва». Проработав там в качестве фотокорреспондента два года, перешел на работу в Союзфото — фоторепортером первой категории. Здесь я получил школу по хронике.

С декабря 1931 года работаю над целыми большими темами для альбомов в «Изогизе» (впоследствии издательство «Искусство»). Принимал активное участие в выпуске альбомов «Первая Конная Армия», «Университеты», «Красная Армия», «Пионерия», «Индустрия социализма» для парижской и американской выставок и др. За альбом «Первая Конная», в котором провел основную фотосъемку, получил в приказе издательства благодарность.

С 1932 года сотрудничаю в журнале «СССР на стройке». В 1932 году эти снимки вошли в номера «Днепрострой», «Хибины», «Железнодорожный транспорт». С этого времени неразрывно связан с редакцией «СССР на стройке». Сделал номера «Красный Военно-морской флот», «Бурят-Монголия», «Пушкин», «Счастливая старость», «Дальний Восток», «Маленькие города», «Сталь» и др.

Во время поездок во все концы Советского Союза всегда приходится проводить инструктаж с местными редакционными работниками, помогать оформлять районные газеты, делать стенные газеты в колхозах, красноармейских частях и на заводах. В Хабаровске, например, местная газета организовала широкую встречу с фотоработниками и фотолюбителями города, на которой я поделился опытом работы в печати. Проводил работу с пионерами в Доме юного техника в Москве.

Участник всех выставок советской фотографии за рубежом с 1933 года. С этого же времени выставлялся на десятках международных выставок в Европе и Америке. В 1938 году на международной выставке в Антверпене за свою работу получил Большую серебряную медаль.

На выставках московских мастеров и на Всеукраинской фотовыставке в Киеве получил дипломы Первой степени.

Михаил Прехнер погиб, когда ему было 30 лет. В августе 1941-го его как фотокорреспондента отправили снимать бои в Таллине. Робкий, деликатный Прехнер в своем гражданском темно-синем костюме в полоску снимал под бомбежкой отход наших войск 27 августа, за день до того, как в Таллин вошли немцы. Его видели фотографирующим погрузку войск под артиллерийским огнем; он не торопился на корабль, снимал до последнего кадра, как стреляет солдат до последнего патрона. Последний кадр в его профессии был самым ценным...

Прехнеров было два брата — Макс и Михаил. Родители привезли их из Варшавы в Москву накануне Первой мировой войны. Оба страстно увлеклись фотографией. В 1920 году, после окончания школы, макс Прехнер поступил в техникум, где готовили фотографов. Младшему, михаилу, в то время было девять лет. Старший знаменит тем, что в 1933 году снимал автопробег «Москва — Кара-Кумы — Москва» вместе с Романом Карменом в роли кинооператора. Но именно младшего, Михаила, пригласят участвовать в знаменитой выставке советского фотоискусства 1935 года, в жюри которой были Сергей Эйзенштейн, Александр Родченко, Александр Гринберг.

Более того, работы Прехнера-младшего произвели настолько сильное впечатление, что в номере «Советского фото» (№ 6, 1935), где обсуждалась эта выставка, Прехнеру-младшему посвящена отдельная статья в рубрике «Профили мастеров»: «Ему всего 24 года. Но, несмотря на этот зеленый возраст, он не только подает большие надежды, но уже много интересного и значительного сделал в своей области, — пишет П. Краснов. — Впервые в концентрированном виде работы Прехнера появились в журнале „СССР на стройке“, в номере, посвященном десятилетию Бурят-Монгольской республики. Прехнер снимал для этого номера „на пару“ с таким испытанным, имеющим многолетний опыт фоторепортером, как М. Альперт. Из этого официально не заключенного соревнования Михаил Прехнер вышел с честью».

Надо сказать, что к «соревнованию» с Максом Альпертом молодой фотограф был неплохо подготовлен. Хотя он не имел специального образования (а многие ли его имеют даже сегодня?), за его плечами был опыт работы в «Изогизе». Туда он пришел в 1932 году. «Изогиз» в то время выпускал информационно-пропагандистские альбомы; «Первая Конная армия», «Университеты», «Красная Армия», «Индустрия социализма». С издательством работали крупные мастера, например, Александр Родченко. В частности, Родченко участвовал в подготовке альбома «Первая Конная армия», для которого делал съемку и Миша Прехнер. За нее он, кстати, получил в издательстве благодарность.

Понятно, что находки Родченко, Вроде «косины», резкого ракурса, съемки сверху или снизу, были очень популярны. Но Михаил Прехнер был талантливым учеником. Достаточно взглянуть на снимок «Прыжок» все в том же номере «Советского фото». На фоне неба — обнаженная фигура мальчика, приготовившегося к прыжку. Выпрямлена спина, руки подняты и отведены слегка назад, словно крылья. Движение еще не началось, но все тело уже напряжено, собрано в энергичном усилии. Никаких деталей — кроме наклоненной доски узких мостков, на которых стоит ребенок. Прехнер снял его снизу и чуть сзади. В результате мальчишка, раскинувший руки, кажется парящим в небе.

Снимки спортсменов — одна из излюбленных тем в советской фотографии. Стройные ряды мускулистых гимнастов на физкультурных парадах на Красной площади, юные пловчихи, физкультурники на фоне стадиона воплощали юность, энергию, оптимистическую устремленность в будущее страны. Вполне вероятно, что именно этого эффекта хотел добиться и Прехнер. Но вот странность: при характерном, чисто «родченковском» ракурсе в фотографии проявляется неожиданный, отнюдь не конструктивистский оттенок смысла. Красота человеческого тела, отточенная пластика движения, его обнаженность, подразумевающая естественность, близость к природе — это совсем из другой, не модернистской оперы мотив. Человек не как «винтик» социальной машины, а как самоценное существо.

И тут, конечно, вспоминается интерес к «человеку пластическому», которым были пронизаны 1910-1920-е года. Про танцы «босоножек» студии Айседоры Дункан помнят все. Но исследованием пластики движения занимались не только хореографы, но и ученые, и фотографы. Была даже целая Хореологическая лаборатория при Академии художественных наук (ГАХН), позже благополучно разгромленная, поскольку в снимках обнаженной натуры и танцевальных этюдов трудно было обнаружить «изображение современной действительности». Но в середине 1920-х Академия успела организовать несколько фотографических выставок «Искусство движения». Там были показаны работы известных мастеров, таких, как Николай Андреев, Александр Гринберг, Николай Свищов-Паола, Моисей Наппельбаум, Юрий Еремин. Братья Прехнеры, которые были, по их признанию, «страстными фотолюбителями», вряд ли могли пропустить эти громкие выставки 1925 и 1926 годов, где были показаны работы фотографов старой пикториалистической школы. Это было бы вполне естественно, особенно если учесть, что Михаилу в те годы было 14-15 лет, а Максу — 21-22. Как бы то ни было, но в фотографии «Прыжок», сделанной Михаилом, чувствуется почти то же, родственное античной культуре, восхищение пластикой движения. Его маленький пловец похож больше на греческого бога, чем на будущего авиатора.

Интересно, что косвенное подтверждение интереса младшего Прехнера к пикториалистам можно обнаружить в его собственной заметке «Чему учат стенды», опубликованной все в том же «Советском фото». Упомянув, Что на выставке «в 1928 г., ... будучи страстным фотолюбителем, часами рассматривал и изучал работы Альперта, Еремина, Фридлянда и других участников...», он особенно выделяет Юрия Еремина: «Безукоризненны и тонки работы Еремина. Еремин давно влияет на мое творчество. У него есть чему учиться не только любителям, но и всем нашим фоторепортерам».

Неудивительно, что именно лиризм отмечают как основную черту манеры младшего Прехнера. «Лиризм Прехнера — не вялых настроений, а исполнен весенней солнечной прозрачности и большой любви к человеку», — пишет П. Краснов. Лиризм этот еще и живописен. В этом можно убедиться, посмотрев серию фотографий, сделанных в Переславль-Залесском. Его Прехнер будет снимать в 1940 году для майского номера «СССР на стройке», посвященного маленьким городам. Разумеется, там появится снимок стенда газеты «Правда» на фоне собора Спаса Преображения. Куда же без сопоставления «старое» — «новое»? Будут и цеха местной фабрики, показанные в жесткой конструктивистской манере. Но рыбаки на озере, рыба в сачке, вид на старые стены бывшего монастыря сняты так, словно это и есть рай на земле.

Конечно, он был человеком своего времени. По крайней мере, в отличие от пикториалистов, предпочитал снимать не на пластинки, а «Лейкой». «К сожалению, он ярый поборник „Лейки“. И, хотя владеет ею виртуозно, нельзя не предостеречь его от разлагающего влияния этого аппарата», — сокрушался его доброжелатель П. Краснов. Скорее всего, Прехнер впитывал все лучшее, что могла ему предложить в те годы советская фотография. Это точно подметил Родченко: «Прехнер решил задачу просто — взять от всех все лучшее: от Еремина — красивость, общеплановость, лирику, от Шайхета — сухость тематики, от меня — точки и ракурсы. Получился явный успех...». Впрочем, Родченко же не преминул в 1936 году жестко заметить, что «у Прехнера есть хорошие работы, но нет настоящего творческого лица». Фактически это была не столько критика, сколько попытка показать возможность дальнейшего развития мастера. Казалось, что впереди — целая вечность.

Но впереди было лишь пять лет. В 1938 году на международной выставке в Антверпене одна из работ Михаила Прехнера получила серебряную медаль. Его брату, казалось, повезло гораздо меньше. Он служил в авиации. В 1938 году Макс был репрессирован. В октябре 1941 года его мобилизовали в штрафную роту в качестве стрелка-фотографа. Оказывается, были и такие должности в табели о рангах. Вряд ли он знал, что брата уже нет в живых. Но судьба к старшему Прехнеру отнеслась милостиво. Макс Прехнер провоевал всю войну, был ранен в марте 1945 года. Он умер в 1982 году в Москве. В том же городе, где в 1920-е годы он впервые дал брату в руки фотоаппарат.

Жанна Васильева

При поддержке

Renault

Стратегический информационный партнер

Арт Хроника

Генеральный информационный партнер

TimeOut

Информационные партнеры

Первый канал Fashion Collection Buro 24/7 Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Winzavod art review Courrier de Russie Фото.сайт be in Foto-Video Диалог Искусств

Официальный путеводитель биеннале «Мода и стиль в фотографии - 2013»

Арт-Гид

Будьте в курсе последних событий музея и наших открытий

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2016. О проекте