Miwa Yanagi
Girls — lift attendants

Miva Yanagi.
From “Girls – lift attendants” series. 
The collection of the author, Tokyo Miva Yanagi.
From “Girls – lift attendants” series. 
The collection of the author, Tokyo

Miva Yanagi. From “Girls – lift attendants” series. The collection of the author, Tokyo

Miva Yanagi. From “Girls – lift attendants” series. The collection of the author, Tokyo

Moscow, 18.03.2005—10.04.2005

exhibition is over

Moscow Museum of Modern Art

17 Ermolaevsky lane (show map)

Share with friends

The collection of the author, Tokyo

The collection of the author, Tokyo


For mass-media

In the early 1990s, I was living life between Paris and Osaka. Since I lived along the Hankyū railway line near Umeda station (Osaka), I often walked through the gorgeous passageways of the Hankyū shopping mall inside the station. Miwa Yanagi says that at around the same time, she also used to pass the Hankyū department store daily on her way to attain a teaching degree and earn a living, so we must have crossed paths at some point.

Department stores in France are called Grand Magasin. Starting with the opening of Bon Marche in Paris in 1852, department store culture flourished in modern cities such as New York, London, and Berlin. In Japan, they appeared fifty years later at the dawn of the 20th century, and in the Kansai region, residential areas, amusement parks as well as the Takarazuka entertainment theaters developed along the Hankyū line. Thus, department stores were strategically created as «terminals,» when the initial systems of transport were being made to link life, culture and pleasure.

Once a liberating base for modernism, department stores were at the same time placed in densely populated cities, and the expansion and diversification of commercial spaces contributed to an increasing sense of alienation and obsolescence. What Yanagi pays attention to are the cultural codes embedded within the great architecture and passageways (arcades) that have frozen the atmosphere of modernism amidst the acceleration of the period; the Elevator Girls, like apparitions, appear as its peculiar signs. This fabricated space of modernism, stripped of a time axis, is simultaneously akin to a future city where all excitement has faded. Yanagi’s Elevator Girls reside in both a past and future time-space.

In the West, we often see male elevator attendants (elevator boys) to relieve the danger that strangers sense in tightly enclosed spaces. The Elevator Girls and female guides in Japan, who are beautifully made like mannequins, outfitted in clean uniforms and hats, and who lack human qualities, exist as fascinating curiosities for foreign visitors. Stripped of individuality, their homogenously trademarked appearance and attitude that consumer culture has given birth to have made them akin to cyborgs. The coded services that the girls conduct flawlessly to others reflect a contemporary version of the much-admired geisha. Perhaps one of the reasons sharp-sighted curators abroad have quickly taken up the Elevator Girls theme of Yanagi’s photographic series is due to this exotic element. In addition, they are copied like commodities, and within the multiplication of this attractive apparatus is a type of horror that evokes the release of a virtual creature and extraction of a post-human sense of reality. In dire taste, we are enclosed by but unable to touch this anesthetized eroticism. Through Yanagi’s vision, the crowded, busy city of Osaka, which was a stage set for «Blade Runner,» is transformed into a virtual daydream where magnificent figures of women bloom in profusion.

In the early Elevator Girls series, the artist displays a natural taste for Japan that one could say is due to her innate sensibility as a Kobe native and Kyoto city resident. However, in Yanagi’s case, she also offers a radical criticism that coolly objectifies a sense of exoticism. This criticism is close to the vision and photographic work of Osaka-born Yasumasa Morimura. For example, Yanagi renders the architectural spaces of cultural institutions such as Japan’s natural history museums and art museums, including botanical gardens and zoos, as manifestations, similar to department store culture, of an artificial modernism that constantly references the West. Unlike Morimura’s method of inserting his own body into canonized works of Western art and confronting each work one by one, Yanagi concentrates on the actual spaces that continuously preserve the fabricated production of modernism. Within this process, the fictional Elevator Girls, bred by purified manuals, become a metaphor for Japanese art and culture.

When female students from two-year colleges work in the customer service industry, they suddenly change their appearance and personality in order to appear favorable to others. Yanagi would continue to watch this process with surprise and frustration. These girls possess neither a feminist resistance nor are conscious of their victimization; they are forcefully molded into particular forms of speech as they happily comply toward others’ gazes; they transform into beautiful «things» (commodities). This seems largely due to the artificial sense of beauty that Japan has generated and derived from the country’s long-standing will to live up to the model West. Like a shadow, this historically unconscious state lies hidden in Yanagi’s Elevator Girls.

The Elevator Girls are maidens oblivious of their own transformations into beautiful «things.» Yanagi entrusts their narrow-minded, fragile self-pleasures and illusions into greenhouse flowers and tropical fish in aquariums. Isolated and maintained by artificial light, they express the death of these glass gardens. Lying within the almost melting poses of these Elevator Girls and female attendants is a sexuality that waits to be eaten like a sweet candy.

The kaleidoscopic stage of Yanagi’s «Frozen Utopia» is akin to places such as an overly elaborate decorative space, a clean and unpopular hotel lobby or a natural history museum, where we may find items such as a royal chandelier, a stone architectural relief, or a delicate metal ornament. Rather than an environment made for people, they are non-existent places that continue to complete and replicate themselves. The Elevator Girls, who stand upon the apparatus of a mirror surface that continues to transform into a non-cohesive panorama, may also be clones born out of the alienation of the great city.

Aomi Okabe (from «White Casket» Nazraeli Press. 2004)

© Multimedia Complex of Actual Arts, Moscow

All rights reserved, 1997—2018. Credits

RussianEnglish

Мива Янаги
Девушки — лифтеры

Мива Янаги.
Из серии «Девушки - лифтеры». 
Собрание автора, Токио Мива Янаги.
Из серии «Девушки - лифтеры». 
Собрание автора, Токио

Мива Янаги. Из серии «Девушки - лифтеры». Собрание автора, Токио

Мива Янаги. Из серии «Девушки - лифтеры». Собрание автора, Токио

Москва, 18.III.2005—10.IV.2005

выставка завершилась

Московский музей современного искусства

Ермолаевский пер. д. 17 (карта проезда)
www.mmoma.ru

Поделиться с друзьями

Собрание автора, Токио

Собрание автора, Токио

Свернуть

О выставке

При поддержке SONY.

В начале 1990-х моя жизнь протекала между Парижем и Осакой. Поскольку я жил рядом с железной дорогой Ханкую, около станции Умеда (Осака), мне часто случалось проходить эффектно отделанными переходами торгового центра, расположенного внутри станции. Мива Янаги рассказывала, что примерно в тот же период она каждый день заглядывала в универсам Ханкую, когда ходила добиваться степени преподавателя, чтобы заработать на жизнь, так что, там, быть может, наши дороги пересекались.

Во Франции универсам называют Grand Magasin. С того времени, как в 1852 году в Париже открылся Bon MarchО, культура универсамов-супермаркетов расцвела в современных городах, таких как Нью Йорк, Лондон и Берлин. В Японии они появились на пятьдесят лет позже, на закате двадцатого века. В районе Кансай жилые кварталы, парки аттракционов и развлекательные театры Такаразука строили по линии Ханкую. Поэтому случилось так, что универсамы получили стратегическое значение конечных станций, когда первые транспортные системы закладывались, чтобы связать жизнь, культуру и удовольствие.

Размещенные в густонаселенных городах, супермаркеты были в свое время плацдармом набирающего силу модернизма, и экспансия и разрастание торговых площадей усиливало нарастающее ощущение отчужденности и устарелости. Янаги обращает внимание на культурные коды, запечатленные в большой архитектуре и переходах (пассажах), в которых атмосфера модернизма сохранилась в замороженном виде посреди набравшей разгон эпохи. Elevator Girls (девушки-лифтеры, сопровождающие посетителей в лифтах), своего рода призраки, становятся ее отличительными особенностями. Это вымышленное пространство модернизма, слетевшее с временной оси, похоже на город будущего, где нет места радости. Девушки-лифтеры Мивы Янаги живут одновременно в прошлом и будущем времени/месте.

На Западе часто можно видеть мужчин-лифтеров, присутствие которых притупляет чувство опасности, которое посетители испытывают в тесных замкнутых помещениях. В Японии девушки-лифтеры и женщины-экскурсоводы, прекрасные, как манекены, запакованные в чистенькую униформу, со шляпкой на голове, лишенные человеческих черт, представляются западным гостям забавными диковинками. Их одинаковые, будто сошедшие с конвейера, лица и поза, порожденные культурой потребления, делают их похожими на киборгов. Другим эти девушки, безупречно выполняющие эти услуги, кажутся современной версией пресловутых гейш. Может быть, именно поэтому, благодаря этой доле экзотичности, дальновидные заграничные организаторы выставок сразу ухватились за тему Elevator Girls в фотографиях Янаги. Они распространяются, как предметы потребления, и приумножение этих симпатичных машин вызывает ужас перед виртуальными существами, дающими начало пост-человеческой реальности. Мы окружены этим анестезированным эротизмом, но не можем прикоснуться к нему. Под взглядом Янаги перенаселенная, беспокойная Осака, ставшая съемочной площадкой для «Бегущего по лезвию бритвы», трансформируется в виртуальный мираж с фигурами красивых, ухоженных женщин.

В ранней серии Elevator Girls проявляется природный вкус художницы к Японии. Возможно, она обязана этим качеством врожденной чуткости, присущей уроженке Кобэ и жительнице Киото. Но при этом, в случае Янаги, мы сталкиваемся также с радикальным критическим отношением, которое почти отбивает привкус экзотики. Ее критика сродни видению и фотографической работе уроженца Осаки Ясумаса Моримура. Так, Янаги преподносит архитектурное пространство учреждений культуры, таких как японские музеи естественной истории и музеи искусства, включая ботанические сады и зоопарки, как проявление искусственного модернизма, которое, наряду с культурой торговых центров, становится лишь ссылкой на Западный мир. В отличие от метода Моримуры, который помещает собственное тело на полотна канонических произведений искусства Запада и встречает каждое из произведений отдельно, по очереди, Янаги сосредоточена на тех жизненных пространствах, которые не перестают производить искусственный модернизм. Ход этого процесса делает девушек-лифтеров, вскормленных стерильными млекопитающими, метафорой японского искусства и культуры.

Когда студентки-третьекурсницы устраиваются специалистами по работе с клиентами, их внешность и характер внезапно меняется, потому что они должны быть приятны другим. Янаги неотрывно наблюдает за этим процессом с удивлением и разочарованием. Эти девочки не имеют закалки феминисток и не понимают, что они стали жертвами; из них насильно лепили предметы определенной формы, по мере того как они с радостью шли на уступки пристальным взглядам окружающих; они стали прекрасными «вещицами». Кажется, что это явление связано прежде всего с тем восприятием искусственного как прекрасного, которое сформировала для себя Япония и источником которого было давнее желание соответствовать Западной модели. Это историческое подсознание лежит как тень на Elevator Girls Янаги.

Лифтеры — это девушки, забывшие о собственном превращении в прекрасные вещи. Янаги вкладывает их хрупкие удовольствия и иллюзии ограниченного кругозора в образы тепличных цветов и тропических рыбок в аквариумах. Изолированные, живущие при искусственном освещении, они выражают смерть этих стеклянных садов. За этими, почти тающими, позами девушек и ожидающих лифта мужчин лежит сексуальность, как сладкий леденец, который ждет, чтобы его съели.

Калейдоскопичность «Замороженной Утопии» Янаги сродни таким местам, как излишне вычурное декоративное пространство, чистый и безлюдный гостиничный холл или музей естественной истории, где можно обнаружить самые разные предметы: королевский канделябр, каменный архитектурный рельеф или изящное металлическое украшение. В отличие от обстановки, созданной для людей, это нежилые места, они постоянно совершенствуют и воспроизводят сами себя. Девушки-лифтерши, стоящие на стеклянной поверхности подъемника, которая преображает окружающее в бессвязную панораму, могут с большой вероятностью оказаться клонами, порожденными безумием большого города.

Аоми Окабе

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.