RussianEnglish

Москва. Иллюминации. 1896-2003

Максим Дмитриев. Иллюминация. Охотный ряд в дни коронации Николая II. Москва, май 1896
Мультимедиа Арт Музей, Москва Неизвестный автор. Ускорим темпы. Москва, 1930. Мультимедиа Арт Музей, Москва Николай Ситников. Салют в День Победы. Москва, 9 мая 1945. Мультимедиа Арт Музей, Москва Евгений Умнов. На улице Горького. Москва, конец 1940-х. Мультимедиа Арт Музей, Москва Михаил Грачев. Улица Горького. Москва, 1947.
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Максим Дмитриев. Иллюминация. Охотный ряд в дни коронации Николая II. Москва, май 1896 Мультимедиа Арт Музей, Москва

Неизвестный автор. Ускорим темпы. Москва, 1930. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Николай Ситников. Салют в День Победы. Москва, 9 мая 1945. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Евгений Умнов. На улице Горького. Москва, конец 1940-х. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Михаил Грачев. Улица Горького. Москва, 1947. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Москва, 21.VII—10.IX.2017

выставка завершилась

Поделиться с друзьями

О выставке

Выставка «Москва. Иллюминации. 1896–2003» — ещё одна часть большого проекта Мультимедиа Арт Музея «История России в фотографиях». Праздничная иллюминация Москвы по случаю какого-либо торжества — достаточно старинное явление: первые упоминания об использовании «огней» в украшении улиц относятся к 1602 году, т.е. временам царя Бориса Годунова. В царствование Петра I популярными стали фейерверки, которыми занималось артиллерийское ведомство. В XIX веке в дни государственных праздников на зданиях появлялись многочисленные шкалики — разноцветные стаканчики с маслом и подожжённым фитилём. Появление электричества дало толчок развитию искусства светового украшения города. В 1856 году перед Лефортовским дворцом в честь визита Александра II были зажжены десять «электрических солнц». «Невиданное светопредставление» случилось в Москве в 1883 году в дни восшествия на престол Александра III — опутанные тысячами электрических лампочек колокольня Ивана Великого и храм Василия Блаженного поражали воображение москвичей. Шедевром осветительного искусства, по мнению современников, стала иллюминация Москвы во время коронации Николая II (1896). Множеством электрических ламп были украшены не только Кремль, Большой театр, здание Государственной думы, Триумфальная арка, но и частные дома. Фотографы, в том числе знаменитый Максим Дмитриев, подробно зафиксировали световое украшение московских улиц в дни коронационных торжеств. В 1920-е годы, согласно принятому молодым советским государством плану электрификации всей России (ГОЭЛРО) электричество должно было появиться в каждом доме. Иллюминация перестала использоваться исключительно по большим праздникам и стала неотъемлемой частью массовой агитации, которой занималась советская власть: в дни годовщин революции главные здания столицы украшались праздничными огнями, лозунгами, цифрами, рапортующими о достижениях промышленности и сельского хозяйства, профилями вождей. Новую Москву увлечённо фотографировали новые авторы: Александр Родченко, Борис Игнатович, Елеазар Лангман, Аркадий Шайхет. В годы войны Москва погрузилась во тьму. Только с августа 1943 года освобождение новых и новых городов начали отмечать праздничными салютами, самым впечатляющим стал победный салют 9 мая 1945 года, в котором были задействованы тысяча зенитных орудий и прожекторы войск противовоздушной обороны. В дни празднования 800-летия Москвы (1947) начала работать установка по контурной подсветке Кремля, спустя десять лет во время проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов были установлены системы фасадного освещения сталинских высоток. В 1960-е годы в столице появляются конструкции из электрических лампочек вдоль улиц, использующиеся, как правило, в дни государственных праздников. Потихоньку начали затягиваться раны, нанесенные войной. Все мечтали о мире и надеялись на то, что ни одному поколению советских людей не доведется больше столкнуться с той страшной трагедией, которую они пережили. Ярко освещённые центральные улицы Москвы, нарядные витрины и разноцветные фейерверки дарили ощущение праздника, надежды на светлое будущее и уверенности в том, что Москва — лучший город Земли. Поколению фотографов-шестидесятников — Дмитрию Бальтерманцу, Всеволоду Тарасевичу, Виктору Ахломову — удалось запечатлеть изменения не только во внешнем виде Москвы, но и в настроениях москвичей. Праздничной, тревожной, нарядной и светлой предстаёт Москва в работах наших современников: Игоря Мухина, Владимира Мишукова, Леонида Тишкова.

При поддержке

Mastercard
Информационные партнеры

Генеральные радиопартнеры

Chocolate Radio Business FM

Стратегические информационные партнеры

Журнал «Профиль» Газета.ru


Профильный медиа партнер

The Art Newspaper Russia


Информационные партнеры

Первый канал bfm.ru RosPhoto The Vanderlust Русский пионер

Photographer.ru Courrier de Russie Искусство. Издается с 1933 года Диалог Искусств Bleek-magazine.ru

ArtTube Арт-Гид Фотогора

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.