RussianEnglish

Оука Лееле: трансгрессивная утопия

Оука Лееле.
Фотография как щит. 2006.
Черно-белая фотография.
© Ouka Leele, 2014 Оука Лееле.
Автопортрет с пейнетой. 1979.
Черно-белая фотография.
© Ouka Leele, 2014 Оука Лееле.
Тайна уголков губ, открытая Леонардо. 2006.
Цифровая фотография.
© Ouka Leele, 2014 Оука Лееле.
Мягкость. 2007.
Цифровая фотография.
© Ouka Leele, 2014

Оука Лееле. Фотография как щит. 2006. Черно-белая фотография. © Ouka Leele, 2014

Оука Лееле. Автопортрет с пейнетой. 1979. Черно-белая фотография. © Ouka Leele, 2014

Оука Лееле. Тайна уголков губ, открытая Леонардо. 2006. Цифровая фотография. © Ouka Leele, 2014

Оука Лееле. Мягкость. 2007. Цифровая фотография. © Ouka Leele, 2014

Москва, 2.IV.2014—18.V.2014

выставка завершилась

Центральный выставочный зал «Манеж»

Манежная площадь, д. 1 (карта проезда)
www.moscowmanege.ru

Поделиться с друзьями

Куратор: Мануэль Ромеро

Проект представлен Посольством Испании в России

Куратор: Мануэль Ромеро

Проект представлен Посольством Испании в России

Свернуть

Видео

Каталог выставки

Десятый Международный месяц фотографии в Москве: Каталог.
М., 2014. – 256 с., 23х30 см
ISBN 978-5-93977-073-6
RUR 550

О выставке

В рамках Десятого юбилейного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2014» МАММ представляет выставку «Трансгрессивная утопия» («La utopía transgresora») Оуки Лееле (Барбары Альенде) — одной из самых ярких звезд движения movida madrileña, получившего распространение в испанской культуре после смерти генерала Франко в 1975 году. Молодые режиссеры, фотографы, художники декларировали полное освобождение от любых табу и ограничений, установленных франкистским режимом. Они утверждали новый гедонизм, возвращая человеку право быть тем, кто он есть на самом деле; в радиус действия movida попадали буквально все сферы культурной жизни, начиная от музыки, визуального искусства, заканчивая языком, а участники movida формировали не только новую модель жизни, но и новые культурные отношения.
Надо отметить, что благодаря зарождению movida, Мадрид конца семидесятых был совершенно особенным местом на культурной карте Европы. Вот, как Оука Лееле описывала свои ощущения: «Мовида была смесью всего, что только возможно, было чудесно чувствовать, что ты дитя этого города, неважно, кем ты был, к какому классу ты принадлежал, каждый мог быть принят таким, как он есть». В начале 80-х Барбара Альенде взяла псевдоним Оука Леле: так называлось одно из светил придуманной звездной карты, созданной ее другом, испанским художником Эль Ортелано (настоящее имя Хосе Ортис). Потом оказалось, что на языке аборигенов Экваториальной Гвинеи «Оука Лееле» означает «направь колесо жизни в сторону удачи».

Оука Лееле так же знаменита в Испании, как и режиссер Педро Альмодовар, чьи фильмы воспевают карнавальный дух мовиды, художницу с легкостью можно представить среди невероятных героев, населяющих его фильмы. Оука Лееле в той же мере вы¬ражает своим творчеством пиренейскую экспрессию, превращая свою жизнь в произведение искусства, когда уже невозможно отличить правду от художественного вымысла. Возможно, на это художницу вдохновил другой блистательный испанец, сюрреалист и мифотворец — Сальвадор Дали, Оука Лееле неоднократно признавалась в любви к его творчеству.

Барбара Альенде родилась в 1957 году в Мадриде, в семье художников. Получила очень строгое католическое воспитание. Если коротко перечислить важные, с точки зрения Оуки Лееле воспоминания ее детства, то в школе ее учили быть святой, больше всего на свете она боялась темноты, чтобы преодолеть свои страхи маленькая Барбара подолгу всматривалась в свое отражение в зеркале, а главной страстью ее детства была живопись. Вместе с братьями, сестрами и няней она превратила гараж в художественную галерею, а также регулярно устраивала выставки, вывешивая таблички «Выставка на пятом этаже» в вестибюле дома, где они жили.

В середине 70-х художница увлеклась черно-белой фотографией, потом она начала экспериментировать, смешивая техники живописи и фотографии, вручную раскрашивая снимки, создавая, таким образом, свой уникальный стиль. Опираясь на испанскую живописную традицию, местный ко¬лорит, тонко чувствуя барочную эпоху Оука Лееле создала уникальный художественный язык, позволяющий описать современность. В 1979 году она завершила свою знаменитую серию работ Peluqueria («Парикмахерская»): это были портреты ее друзей и знакомых с причудливыми прическами, элементами которых были черепахи, электробритвы и прочие, совершенно нелепые предметы.

В 2004 году Оука Лееле получила Мадридскую премию в области культуры, а в 2005 году — Государственную премию в области фотоискусства. Её работы неоднократно выставлялись в Музее Прадо (Мадрид), Музее современного искусства Испании (Мадрид), Фонде современного искусства Картье (Париж). Оука Лееле — единственный фотограф в Испании, которому разрешено делать фотографии в музее Прадо, не только фотографии экспозиции, но и ее моделей на фоне произведений великих художников.

Проект «Трансгрессивная утопия» основан на работах, подготовленных для презентации Испании на ХI Художественной Биеннале в Каире. Экспозиция включает работы, созданные в период с 1975 по 2007 годы.

Посольство Испании Институт Сервантеса в Москве


Генеральный информационный партнер

Elle

Стратегический информационный партнер

Журнал «Профиль»

Информационные партнеры

Первый канал Коммерсант FM The Art Newspaper Russia Buro 24/7 Искусство. Издается с 1933 года Foto-Video Диалог Искусств
L’Oeil de la Photographie

Официальный путеводитель «Фотобиеннале 2014»

Арт-Гид

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.