RussianEnglish

Сельский портрет 1920-1940-х гг.
Неизвестный автор, Панас Ярмоленко

Панас Ярмоленко.
Семья Павла Петренко. 
1941. 
Собрание «Музей Ивана Гончара» Панас Ярмоленко.
Портрет Григория Юрченко. 
1940-е. 
Собрание Лидии Лыхач Панас Ярмоленко.
Портрет тестя Емельяна Чередниченко. 
1931. 
Собрание «Музей Ивана Гончара» Неизвестный автор.
Семья Емельяна Чередниченко. Сидят: Емельян с женой. Стоят: дочь Наталья с мужем и дочерью Надей. 
1930-е.
Собрание «Музей Ивана Гончара» Неизвестный автор.
Кузьма Олиференко с семьей. 
Конец 1910-х.
Собрание Лидии Лыхач Неизвестный автор.
Панас Ярмоленко (слева) перед службой в армии. 
1910-е гг. 
Собрание Лидии Лыхач

Панас Ярмоленко. Семья Павла Петренко. 1941. Собрание «Музей Ивана Гончара»

Панас Ярмоленко. Портрет Григория Юрченко. 1940-е. Собрание Лидии Лыхач

Панас Ярмоленко. Портрет тестя Емельяна Чередниченко. 1931. Собрание «Музей Ивана Гончара»

Неизвестный автор. Семья Емельяна Чередниченко. Сидят: Емельян с женой. Стоят: дочь Наталья с мужем и дочерью Надей. 1930-е. Собрание «Музей Ивана Гончара»

Неизвестный автор. Кузьма Олиференко с семьей. Конец 1910-х. Собрание Лидии Лыхач

Неизвестный автор. Панас Ярмоленко (слева) перед службой в армии. 1910-е гг. Собрание Лидии Лыхач

Москва, 25.III.2009—10.V.2009

выставка завершилась

ЦСИ «Винзавод»

4-й Сыромятнический пер., д. 1/6
11.00–20.00, кроме понедельника

Поделиться с друзьями

Галерея «Проун»

Собрание «Музея Ивана Гончара», Музея народной архитектуры и быта Украины, РОДОВИД-Галереи, частных коллекционеров

Проект представлен при поддержке Константина Григоришина

Галерея «Проун»

Собрание «Музея Ивана Гончара», Музея народной архитектуры и быта Украины, РОДОВИД-Галереи, частных коллекционеров

Проект представлен при поддержке Константина Григоришина

Свернуть

О выставке

Панас Ярмоленко родился в 1886 году в селе Малая Каратуль, неподалеку от Переяслава-Хмельницкого, в многодетной крестьянской семье. О его обучении живописи мало что известно, хотя по некоторым (правда, не вполне достоверным) сведениям рисованию он учился в Переяславе. Во время Первой мировой войны Панас вместе с братом Архипом был призван в русскую армию и служил на фронте фельдшером. В 1917 году Ярмоленко женился и перебрался с семьей в Переяслав, где прожил десять с лишним лет. Живописец работал в местном художественном клубе, а также преподавал рисование в школе.

Наиболее ранние из известных нам работ мастера датированы концом 1920-х годов. Уже тогда обнаружился особый интерес Панаса Ярмоленко к портретному жанру. Художник создавал детские портреты, запечатлевал горожан, неоднократно писал автопортреты. Однако наиболее плодотворным для Ярмоленко стал период после его возвращения в Малую Каратуль. Наибольшее количество работ было создано с 1932 по 1945 год. Именно тогда Панас Ярмоленко обратился к жанру группового портрета. На своих полотнах он изображал своих родственников — представителей семей Ярмоленко и Чередниченко, — а также великое множество прочих односельчан. Художник запечатлел буквально всех жителей Малой Каратули, а также обитателей близлежащих сел, которые мастер обходил в поисках заказов, причем недостатка в последних не было. По свидетельству Ольги Набот, племянницы Ярмоленко, «почти в каждом доме висели портреты». Как правило, каждая уважающая себя семья стремилась обзавестись портретами родителей, детей, новобрачных. Кроме того, принято было заказывать и портреты умерших или покинувших родные края родственников. Зачастую такие изображения создавались по фотографиям, что обусловило их некоторую напряженность и статичность. Модели художника завораживают своей строгостью, сосредоточенностью и внутренней цельностью. С иконами работы Ярмоленко роднит немало общего: фронтальные, статичные, порой тяжеловесные фигуры, лаконичные, выразительные жесты, торжественные персонажи, устремившие на зрителя серьезный, пристальный взгляд.

Панас Ярмоленко скончался в мае 1953 года, и вместе с ним прошла мода на сельские портреты. Если в 1930–1950-е годы стены деревенских домов повсеместно украшались картинами, в 1960-х предпочтение стали отдавать красочным вышивкам. Старые портреты, которым не нашлось места в новых хатах, как правило, оставались в обветшавших домах.

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.