Дорогие друзья,
в связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией наш музей прекращает прием посетителей с 13 ноября по 22 января 2021 года.
Нам будет не хватать наших зрителей, но сегодня важно вновь остаться дома, беречь себя и близких. Мы подготовим для вас специальную онлайн-программу и покажем выставки так же онлайн. Следите за новостями в наших социальных сетях и на сайте!
Я. Бродский. Александр Родченко на съемках на стадионе «Динамо». Москва. 1934. Музей «Московский Дом фотографии»
Михаил Кауфман. Александр Родченко в мастерской в производственном костюме на фоне пространственных конструкций. 1924 Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Михаил Кауфман. Александр Родченко с трубкой. 1922 – 1923. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Варвара Степанова на диване. 5 марта 1928. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Лиля Брик в прозрачном платье. 1924. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Ремонт колеса. Из серии «Поездка в Ленинград на автомобиле «Рено» Маяковского». 1929. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Фоторепортер Евгения Лемберг на съемке на водном стадионе «Динамо». Москва, 1932-1933. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Фотограф Александр Хлебников. 1950. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Три репортерши: Краснявская, Елизавета Игнатович, Евгения Лемберг. 1934. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
Александр Родченко. Лиля Брик. 1924. Современный отпечаток с авторского негатива. Музей «Московский Дом фотографии»
выставка завершилась
ул. Лермонтова, 34
www.comk.ru
Tweet |
Москва
Московский музей современного искусства
Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского
Казань
Ресурсный центр ГМИИ РТ
Великий Новгород
Центр культуры, искусства и общественных инициатив «Диалог»
Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта
Самара
Самарский областной художественный музей
Саратов
Саратовский областной музей краеведения
Мы редко обращаем внимание на то, во что одеты знаменитые художники, писатели, музыканты. Вспоминаем их лица, ситуации, события. А между тем любой человек — носитель своего стиля, в том числе и стиля одежды.
Особенно актуальным становится демонстрация стиля поведения, разговора, внешности и одежды в моменты резкого слома, смены художественных направлений. Так это происходило, например в
Интересно видеть людей этого круга на фотографиях Родченко, выполненных в период с 1924 по
Фоторепортеры одеты скромнее. Кто-то в военный френч, как Вадим Ковригин, кто-то в обычный «москвошвеевский» костюм или брюки с белой рубашкой. Они не должны выделяться. Их задача — наблюдение. Даже позы фотографов — немного отстраненные от ситуации, в которой они снимают — будь то на стадионе или на стройке.
Писатели выглядят более домашними. Сергей Третьяков в модной в
У женщин этого круга также свой стиль. Полный кадр известной фотографии Родченко «Портрет матери» приоткрывает кое-что в ее отношения к одежде. Это платье пожилого человека, жившего еще в то время, когда каждое сословие имело свои приметы в костюме. Чиновники ходили в длинных пальто, разночинцы — в рубашках навыпуск и заправленных в сапоги брюках, женщины-работницы — в длинных темного цвета платьях из мягкой фланелевой ткани или ситца в горошек. Со времени революции прошло всего семь лет, а на фотографиях Родченко уже почти не видно следов этого отношения к костюму.
Зато проявляется нечто новое — попытка быть современным. Сам Родченко проектирует свой костюм инженера-конструктора со множеством карманов для инструментов, ту самую «прозодежду», в которой он ходит на занятия со студентами во ВХУТЕМАС. На снимке Михаила Кауфмана Родченко с удовольствием демонстрирует этот костюм, сшитый по его проекту Варварой Степановой. Степанова умела шить и кроить, она получила навыки белошвейки еще во времена учебы в гимназии. Позже, в 1916 году в Москве, она купила швейную машинку «Зингер». Это было ценное приобретение по тем временам.
На других снимках мы видим совершенно разностильного Родченко. В 1925 году по случаю открытия «Выставки декоративного искусства» в Париже он смотрится как элегантный парижанин в необходимой тройке и шляпе. На кинопробах фильма Эйзенштейна «Старое и новое» Родченко и Степанова изображают приехавших в Россию иностранцев. Родченко в кожаном пальто и шапке-шлеме (это пальто Родченко носил на протяжении 30 лет). Степанова заразительно смеется, запрокинув голову в большой кепке. Они похожи на этой фотографии на голландских архитекторов или художников из группы «Де стиль».
Сам Родченко в
У Степановой отношение к костюму, возможно, было более стихийным. Она умела подыгрывать Родченко, когда он ее фотографировал — то в виде комсомолки в платочке, то в виде серьезной дамы из учреждения, то в виде француженки.
Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик, она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой. Тут были и шерстяной строгий костюм, сшитый у портнихи. В костюме из такой же материи стоит рядом с Лилей и молодая Луэлла Краснощекова. Здесь и шелковое золотистое платье, и полупрозрачное черное газовое платье, в котором Лиля Брик позирует обнаженной в духе Айседоры Дункан. Какие-то платья из грубой холстины она шила в ателье у Ламановой. Для поездок на автомобиле «Рено» она купила шапочку, перчатки, специальное платье. Лиля гордо говорила, что она единственная женщина в Москве, за исключением жены французского посла, которая водит машину.
У каждого персонажа из круга Родченко — свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Фотография безупречно передает и то, и другое.
Александр Лаврентьев
В рамках программы изобразительного искусства третьего Платоновского фестиваля в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского состоится выставка «Круг Родченко. Стильные люди» из собрания музея "Московский дом фотографии«/Мультимедиа Арт Музея.
В экспозицию выставки войдут снимки, сделанные самим великим фотографом и художником Александром Родченко, а также его друзьями и коллегами в период с 1924 по
Фотографии людей кино, фоторепортеров, поэтов и прочих отличаются необычайной естественностью, «прозодежда» сидит на суровом Родченко столь же великолепно, как прозрачное газовое платье на ветреной Лиле Брик. На этих снимках художники выступают в роли моделей, демонстрируя себя как доказательство основных положений своего искусства. Каждая фотография для выставки напечатана вручную с оригинального авторского негатива в единственном экземпляре.
«Выставка вроде бы „про одежду“ начинает говорить о чем-то ином — о стиле художественного круга в самом широком понимании, а также о стиле эпохи... Если Родченко ломает стереотипы, производит революцию в искусстве, то он же переустраивает и собственный мир, тех же принципов придерживаясь и в бытовой жизни и оттого смотрясь удивительно цельной личностью», — пишет о проекте газета «КоммерсантЪ».
Открытие выставки состоится 6 июня в 16 часов.