RussianEnglish

Скорость падения
Алексей Кострома, Тамара Першина

Алексей Кострома.
Вид инсталляции «Скорость падения». 
2008. 
Мультимедийная инсталляция.
(видео, звук, натуральный латекс, вода) Алексей Кострома.
Вид инсталляции «Скорость падения». 
2008. 
Мультимедийная инсталляция.
(видео, звук, натуральный латекс, вода) Алексей Кострома.
Вид инсталляции «Скорость падения». 
2008. 
Мультимедийная инсталляция.
(видео, звук, натуральный латекс, вода) Алексей Кострома.
Вид инсталляции «Скорость падения». 
2008. 
Мультимедийная инсталляция.
(видео, звук, натуральный латекс, вода) Алексей Кострома.
Вид инсталляции «Скорость падения». 
2008. 
Мультимедийная инсталляция.
(видео, звук, натуральный латекс, вода) Тамара Першина.
Из Атласа снежинок. 
Микрофотография, 1950-е.
Частное собрание, Германия Тамара Першина.
Из Атласа снежинок. 
Микрофотография, 1950-е.
Частное собрание, Германия Тамара Першина.
Из Атласа снежинок. 
Микрофотография, 1950-е.
Частное собрание, Германия

Алексей Кострома. Вид инсталляции «Скорость падения». 2008. Мультимедийная инсталляция. (видео, звук, натуральный латекс, вода)

Алексей Кострома. Вид инсталляции «Скорость падения». 2008. Мультимедийная инсталляция. (видео, звук, натуральный латекс, вода)

Алексей Кострома. Вид инсталляции «Скорость падения». 2008. Мультимедийная инсталляция. (видео, звук, натуральный латекс, вода)

Алексей Кострома. Вид инсталляции «Скорость падения». 2008. Мультимедийная инсталляция. (видео, звук, натуральный латекс, вода)

Алексей Кострома. Вид инсталляции «Скорость падения». 2008. Мультимедийная инсталляция. (видео, звук, натуральный латекс, вода)

Тамара Першина. Из Атласа снежинок. Микрофотография, 1950-е. Частное собрание, Германия

Тамара Першина. Из Атласа снежинок. Микрофотография, 1950-е. Частное собрание, Германия

Тамара Першина. Из Атласа снежинок. Микрофотография, 1950-е. Частное собрание, Германия

Москва, 28.III.2008—27.IV.2008

выставка завершилась

Московский музей современного искусства

Тверской бульвар, д. 9 (карта проезда)
время работы: 12:00 - 20:00 (касса открыта до 19:15).

Поделиться с друзьями

Мультимедийная инсталляция.

Куратор: Екатерина Кондранина.

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии».

Мультимедийная инсталляция.

Куратор: Екатерина Кондранина.

Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии».

Свернуть

О выставке

Мультимедийная инсталляция

Образ скорости в нашем сознании, так или иначе, связан с техникой: сверхзвуковые самолеты, сверхбыстрые поезда, машины, разгоняющиеся до 100 км/ч. за 3,8 секунды. Здесь можно поговорить и о скорости строительства в Дубаи, реализующем свои гигантские проекты со скоростью мысли, или, перечитав Даниила Хармса, рассчитать скорость падения старушек из окон и догадаться, кто приземлится быстрее. Так или иначе, в большинстве случаев, понятие скорости связано с быстротой, c молниеносностью, с движением. Думаю, каждый из нас хоть раз в своей жизни испытывал радость, наблюдая падающие хлопья снега. Кажется, говорить о скорости в этом случае не приходится. О скорости чего? Когда вроде бы ничего не происходит. .. Мы можем поговорить о скорости падения снежинки.

В 1998 году, собирая коллекцию дождей, мне удалось познакомиться с удивительным человеком, всю свою жизнь посвятившим изучению облаков, туманов и снежинок.

Тамара Александровна Першина была сотрудницей главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова в Петербурге. В первой половине 1950-х годов вместе с другими учеными института она вела исследовательскую работу «О массе снежинок и скорости их падения». Для реализации проекта было необходимо ехать в Мурманск, а затем на Ангару, где долгое время держалась стабильная температура ниже нуля. Т. А. Першина сама сконструировала специальную камеру для наблюдения и ловли снежинок. Используя фотоаппарат ФЕД, при температуре, порой доходящей до −25° С, она часами фотографировала снежинки на открытом воздухе. Сотни 35-миллиметровых пленок или «лент», как она их называла, при проявке открывали удивительный мир гармонии роста кристаллов. Долгие наблюдения через камеру падающего снега и скрупулезно точное фиксирование температуры, времени и массы снежинок позволяли рассчитать скорость их падения.

Как в свое время и немецкий архитектор Карл Блоссфельд, Тамара Першина не рассматривала свои фотографии с точки зрения произведения искусства. Помню, предметом ее гордости была открытая ею снежинка уникальной формы — «линза», которую не зафиксировал в своем знаменитом атласе даже японец Накайя. На протяжении десятилетия в изобретенных кустарным способом камерах, она поставила массу удивительных экспериментов. При низкой температуре ей удавалось запечатлеть взрыв капли дождя и начало роста снежинки. С помощью микроскопа она сняла невидимую для человеческого глаза «корону ионного разряда» — легкое электрическое свечение между двумя заряженными каплями дождя. «Так рождаются молнии», — говорила Першина. Но снежинки были ее истинной страстью. Ей нравились кристаллы неправильной формы, которым она давала шутливые названия — еж, запонка, транзистор, пуля.

На этой выставке представлена лишь малая доля титанического труда, который вызывает искреннее восхищение перед человеком-подвижником, посвятившим свою жизнь изучению невидимого.

В рамках названной темы также представлена световая мультимедийная инсталляция «Скорость падения» с использованием сотен презервативов, наполненных водой. В видео использованы фотографии Тамары Першиной «Процесс замерзания капли дождя», 1950-е годов.

Алексей Кострома

При поддержке

Fleming Family & Partners

© Мультимедийный комплекс актуальных искусств, Москва

Все права защищены, 1997—2017.