Уважаемые посетители! С 30 июля по 4 сентября музей закрыт в связи с проведением ремонтных работ
и переоборудованием экспозиционных залов. Приносим свои извинения.
Все образовательные программы, запланированные на этот период, будут проводиться по расписанию.

МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

Героический Севастополь

Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Перед броском в атаку. 1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Контратака морской пехоты на Ишуньских позициях. 1941.
Цифровой отпечаток.
Оригинал: Российский государственный архив кинофотодокументов Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Бронепоезд «Железняков» уходит в боевой рейд. 1941.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Морская пехота идет в контратаку. 1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Разведчики перед выходом на задание. Федор Волончук намечает маршрут и план разведки. 1942
Цифровой отпечаток.
Оригинал: Российский государственный архив кинофотодокументов Владислав Микоша.
Освобождение Севастополя.
Последние бои. Мыс Херсонес. Май 1944.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
Гибель эсминца «Свободный». 1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Владислав Микоша.
Оборона Севастополя.
У могилы друга. 1942.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ Владислав Микоша.
Освобождение Севастополя.
Свастика на дне. Мыс Херсонес. 12 мая 1944.
Цифровой отпечаток.
Собрание МАММ

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Перед броском в атаку. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Контратака морской пехоты на Ишуньских позициях. 1941. Цифровой отпечаток. Оригинал: Российский государственный архив кинофотодокументов

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Бронепоезд «Железняков» уходит в боевой рейд. 1941. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Морская пехота идет в контратаку. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Разведчики перед выходом на задание. Федор Волончук намечает маршрут и план разведки. 1942 Цифровой отпечаток. Оригинал: Российский государственный архив кинофотодокументов

Владислав Микоша. Освобождение Севастополя. Последние бои. Мыс Херсонес. Май 1944. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. Гибель эсминца «Свободный». 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Владислав Микоша. Оборона Севастополя. У могилы друга. 1942. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

Владислав Микоша. Освобождение Севастополя. Свастика на дне. Мыс Херсонес. 12 мая 1944. Цифровой отпечаток. Собрание МАММ

  • Выставка экспонировалась в Объединение «Фотоцентр»,
    Москва
    03.11.2009 — 29.11.2009
  • Выставка экспонировалась в Самарский областной художественный музей,
    Москва
    17.04.2010 — 04.10.2010
  • Выставка экспонировалась в Музей Мирового океана,
    Москва
    16.07.2010 — 10.10.2010
  • Выставка экспонировалась в Международный аэропорт Шереметьево, Терминал Е,
    Москва
    17.05.2011 — 25.06.2011
  • Выставка экспонировалась в Русский музей фотографии,
    Москва
    14.02.2012 — 04.03.2012
  • Выставка экспонировалась в Центральный музей Тавриды,
    Москва
    07.05.2014 — 22.06.2014

О выставке

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально,
а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов
и открывателей, а не историков и исследователей.
И летопись, которую я вел всю жизнь, скорее была
«корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»...
Владислав Микоша

Характер — это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, чт...

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ

Я ощущал мир как данность, воспринимал его эмоционально,
а не аналитически. В моих жилах текла кровь мореходов
и открывателей, а не историков и исследователей.
И летопись, которую я вел всю жизнь, скорее была
«корабельным журналом», чем «Повестью временных лет»...
Владислав Микоша

Характер — это судьба. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха.

Определенный характер как маяк притягивает свои отдельные события, которые люди склонны рассматривать как знаки свыше. Микоша верил в запрограммированность своей судьбы, в свою профессиональную предопределенность, в предначертанность ему быть кинооператором.

Владислав Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. В четырнадцать лет переплывал Волгу, занимался партерной гимнастикой, зимой ходил без пальто и шапки — закалялся. А вот в мореходку не прошел «по здоровью» — промок под ленинградскими дождями, получил бронхит.

На операторский факультет Государственного техникума кино (через год — ВГИК) в 1929 году поступил чудом: на экзамены не принес фотографий, обязательных для допуска к экзаменам. К тому времени фотоаппарата он не держал в руках и снимать не умел. И тем не менее — поступил — оказался среди восьми процентов принятых (из ста, допущенных к экзаменам). Фотографией в институте занимался с увлечением, истово. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники (тоже чудо!) снимал профессионально для газет и журналов. Работу оператора совмещал с фотографией. Так возникла фотосерия «На спасении челюскинцев». Как оператор с того самого 1931 года, кода он стал им, снимал много и по всей стране — от Севастополя до Владивостока, и оставил на пленке такие значимые события, как разрушение Храма Христа Спасителя (1931-1932 гг.), Первая Олимпиада РКК (1933 г.), спасение челюскинцев (1934 г.). И на кинопленке, и в фотографии.

В 1936 году, увлекшись фотографией всерьез, Микоша принял предложение газеты «Известия» и, уйдя из кино, стал ее штатным фотокорреспондентом. Снимал и для других газет и журналов, для ТАСС, для Интуриста, для кого только не снимал... Выходили серии открыток с его фотографиями («ВСХВ», «Крым», «Кавказ», «Спорт» и т. д.). В 1940 году вышла серия первых цветных советских марок — «ВСХВ». И не случайно — потому что цветом в советской фотографии начал заниматься одним из первых. Участвовал в фотовыставках — и в стране, и за рубежом. 1 мая 1940 года открылась его персональная выставка, прошедшая с триумфом.

Война вернула его в семью кинооператоров. Но и здесь Микоша был не только оператором и фотокорреспондентом, но и блистательным публицистом, репортажи которого печатались в главной газете Советского Союза — «Правде», спецкором которой он был всю войну.

Четыре года, которые выпали на войну, — не слишком большой отрезок времени, но остались те годы самыми главными, а съемки — самыми дорогими сердцу кинооператора. Он снимал оборону Одессы, Севастополя, Кавказа, Северный и Атлантический конвои, бомбежку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии, Польши, бои в Померании и Восточной Пруссии, форсирование Одера, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури».

Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но трудно перечислить все, что снято им после войны: восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогэс, провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина с Мао Цзэдуном и Хрущева с Кеннеди, съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Кастро, Тито, Гагарина, Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой...

На фото после войны снимал в основном для журналов — «Огонька», «Советского Союза», «Вокруг света»...

О Владиславе Микоше — легендарном операторе, фотокорреспонденте — написано много. Но о его творчестве написано гораздо меньше: слишком затмевала творчество сама фигура Микоши. Цельный, не идущий на компромиссы с собой и окружающим миром, не отделяющий себя от дела своей жизни, Микоша будто сам — оживший герой советского фильма. Но все же стоит посмотреть на его фотографии в некоем отдалении от харизматического автора.

В его кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства. Документальность трансформируется с годами в художественность — это неоспоримый факт.

Профессиональная, творческая самоцензура отвергала малейший дилетантизм. Черно-белые документальные фотографии своей суровой правдивостью, неподдельным драматизмом трогают сильнее, чем современные постановочные кадры.

В последние годы Микоша был часто и успешно представлен на выставках Московского Дома фотографии («10 лет МДФ», «Хлеб», «Первоцвет», «Наш дом Арктика» и др.) и высоко оценен прессой.

Более шести десятилетий Владислав Микоша держал в руках кинокамеру. Он был свидетелем непростой эпохи, человеком, наделенным даром оказываться в гуще знаковых событий, которые оставил для нас на кинопленке, в фотографии, в слове.

Не стремившийся при жизни ни выставлять свои работы, ни позиционировать себя как мастера фотографии, — сегодня он словно проживает новую жизнь, возвращаясь к нам как признанный классик советской фотографии.

ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ

Информация для музеев и выставочных площадок

Количество экспонатов: 102
Необходимая площадь: 150-200 кв.м.
Пример договора
Пример гарантийного письма
Приложение о выставке

Контактное лицо:
Юлия Бейгун
+7 (495) 637-11-22 доб. 218
beigun@mdf.ru